Угроза, которую представляют запасы устаревших и запрещенных пестицидов в Таджикистане, сопоставима с ущербом от воздействия радиоактивных веществ, и с течением времени эта угроза нарастает. Сегодня большое количество ядовитых запасов скопилось во многих странах мира, и Таджикистан не исключение, скорее правило. Бесконтрольное хранение запрещенных и устаревших ядохимикатов в отвратительных условиях создает потенциальную угрозу для здоровья человека и окружающей среды.
Многие пестициды устарели, упаковочный материал, в котором они хранятся на складах, разрушается под действием времени, при этом концентрированные яды попадают в почву и грунтовые воды. Известно, что до 90-х годов прошлого столетия на территории Республики Таджикистан функционировало 482 склада пестицидов, как типовых, так и приспособленных, общей емкостью 141 754 тонн. Большая доля объемов устаревших пестицидов приходилась на южную Хатлонскую область Таджикистана (62 493 тонн).
Сегодня, по данным разных источников, в Таджикистане до 90% складов пестицидов используется не по назначению или находятся в плачевном состоянии. Доступ к складам свободен, отсутствуют охрана, ограждение, двери и окна, а в некоторых случаях и крыша. Хранятся смеси пестицидов с почвой и минеральными удобрениями, эти смеси представляют опасность для людей и окружающей среды, и возможно, что среди них имеются пестициды, отнесенные к стойким органическим загрязнителям запрещенных Стокгольмской Конвенцией. По идее, Государственный мониторинг и контроль химических средств зашиты растений, пестицидов, содержащих стойкие органические загрязнители, должен осуществляться Службой защиты растений Министерства сельского хозяйства и санитарно эпидемиологической станцией Министерства здравоохранения. Однако ни о каком контроле за соблюдением колхозами, фермерскими хозяйствами и другими предприятиями установленных регламентов по применению, хранению, транспортировке пестицидов в Таджикистане не может быть и речи. Идеально все только на бумаге, которая, как известно, стерпит все. Пестициды, в том числе устаревшие и запрещенные, используются и сейчас, правда, в «небольших количествах». Но и этих «килограммов» достаточно для того, чтобы окончательно подорвать и без того хрупкие экологические системы. На приусадебных участках индивидуальных хозяйств и рабочих совхозов пестициды, как правило, применяются с грубейшими нарушениями доз и кратности обработок.
В некоторых хозяйствах отсутствуют журналы учета прихода и расхода препаратов, и пестициды часто хранятся в одном помещении с продуктами питания. На таджикской земле нередки случаи транспортировки пестицидов и иных ядохимикатов в грузовых автомобилях без упаковки и тары. Органами санитарно-эпидемиологической службы на местах установлено, что автомашины перевозившие пестициды, не пройдя специальной обработки, перевозят сельскохозяйственную продукцию, овощи и фрукты. Не трудно представить, куда вся это продукция в последствии попадает. На наши с вами столы.
Специалисты склонны полагать, что пестициды, возможно, могут являться причиной повышенного уровня заболеваемости среди сельского населения Таджикистана. Они попадают в организм не только посредством применения отравленных овощей и фруктов, но и через воду. Вода открытых водоемов во многих сельских регионах Таджикистана является основной причиной острых, инфекционных отравлений. В ней можно обнаружить все, что угодно, от холерной палочки до стойких органических загрязнителей. В период интенсивного использования пестицидов практически все жители кишлаков, находящихся вблизи хлопковых полей, подвергаются воздействию химикатов. Именно хлопковые поля в Таджикистане часто обрабатываются пестицидами. Случаи отравления ядохимикатами регистрировались в некоторых хлопкосеющих районах республики (Пархарский, Восейский, Матчинский и др.).
Чрезмерное загрязнение окружающей среды Таджикистана пестицидами, особенно в первые годы применения, вызывали у пострадавших функциональные изменения центральной и периферической нервной системы, заболевания органов пищеварения (хронические гастриты, гепатиты, колиты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки) и сердечно-сосудистой системы. Результаты биохимических исследований крови в период интенсивного применения пестицидов выявляли в прошлом у обследованных снижение количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина.
Клиническая картина отравлений при любом поступлении любых видов ядохимикатов в организм характеризуется поражением центральной нервной системы и печени. Наиболее частые симптомы отравлений химикатами: раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, головная боль, головокружение, возможные носовые кровотечения, тошнота и рвота. Острое отравление приводит к смерти от остановки дыхания.
На территории Таджикистана расположено два могильника (полигона) по захоронению и уничтожению пестицидов. Это Вахшский могильник, который принимал запрещенные и устаревшие пестициды со складов Хатлонской области республики, и Канибадамский могильник, принимавший пестициды со складов Согдийской области. Вахшский могильник расположен на юге республики, в так называемой Вахшской долине. Площадь могильника равна 25 гектарам, а расстояние от ближайшего населенного пункта около 7 километров.
Канибадамский могильник расположен на севере Таджикистана, в Согдийской области. Площадь Канибадамского могильника равна 20 гектарам, расстояние от ближайшего населенного пункта около 9 километров. Ежегодно в 80-е годы в могильники поступало от 100 до 300 и даже более тонн запрещенных и устаревших пестицидов, не только со складов Таджикистана, но и из Кыргызстана. Поступавшие пестициды утилизировались путем сжигания и захоронения. По словам координатора Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях, сотрудника Государственного комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан АбдусалимаДжураева, «оба могильника находятся сегодня в плачевном состоянии. Они полностью разграблены, особоохраняемый ранее объект, в настоящее время никем не контролируется. Мало того, что могильники не ограждены и не обозначены опознавательными знаками, их не охраняют. Доступ к полигонам для местного населения свободен. Люди не брезгуют «поживиться» содержимым могильников, выкапывая пестициды вручную, и даже при помощи специальной техники, например, экскаваторами. Устаревшие и запрещенные пестициды применяются вторично в сельском хозяйстве, тара, (мешки, бочки, канистры) в которой хранились пестициды, приспосабливается под хранение овощей и фруктов, в ней реализуют на рынках сельскохозяйственную продукцию. Подобные случаи были зафиксированы органами санитарно-эпидемиологической службы в 2004 году. На полигонах, где местами еще растет пропитанная ядом трава, пасется домашний скот, беззаботно играют дети. Все содержимое могильников, если уже не попало, то обязательно попадет в подземные воды через почву и направится прямиком в открытые водоемы.
При этом в Таджикистане по сей день не разработан комплекс мер по уничтожению и захоронению устаревших и запрещенных пестицидов. Отсутствует какая-либо государственная программа.
На самом деле, могильники сегодня напоминают поле брани, они перекопаны вдоль и поперек, повсюду в радиусе ста метров разбросаны опасные ядохимикаты различной токсичности, здесь же валяется ржавая и прохудившаяся тара, а ту, что еще цела, прибрали к рукам местные жители. И никому, по сути, до этого нет дела. В Вахшской долине расположен заповедник «Тигровая Балка», разделенный на два берега рекой Вахш. Вполне возможно, что ядохимикаты с подземными водами стекаются в бассейн реки Вахш, прибавляя к существующим в заповеднике проблемам все новые и новые, неразрешимые проблемы.