Название: Разрушение
Год: 2016
Режиссер: Жан-Марк Валле
Джейк Джилленхолл для меня всегда был селебрити, сын известных родителей (мать — сценаристка Наоми Фонер, а отец — режиссёр и продюсер Стивен Джилленхол), у которого изначально все было, поэтому я его долго не воспринимала как серьезного актера. Его сестра Мэгги – да, я удивлялась, как девушка с такой внешностью умеет быть настолько спокойной перед камерами, без каких-либо комплексов. Она нашла себя как актриса, как режиссер, я влюбилась в нее после фильма «Фрэнк».
Просматривая там и сям новости о Джейке, я узнала, что он а) дружит с Мэтью Макконахи. Сейчас у меня даже подозрение закралось, что внезапный прорыв Мэтью как актера из сопливых мелодрам в серьезное артхаусное кино – результат влияния Джейка (может, педагогами поделился или лайфхаками, потому что, оказывается, к моему великому удивлению, Джейк играл обалденно еще в 2004 году в картине «Послезавтра» Роланда Эммериха (я о нем еще напишу, потому что он – режиссер обеих частей «Дня Независимости»). К слову, это его знаменитые родители тормозили парня, заставляя его учиться и набираться жизненного опыта, видимо, чтобы не застрять, как Мэтью, в мелодрамах); б) его крестная мама – Джейми Ли Кертис («Чумовая пятница, 2003»); в) сам он – крестный отец дочки Хита Леджера и Мишель Уильямс. г) он начал сниматься с 11 лет: его дебют состоялся в комедии «Городские пижоны». Милаха, правда?
Оператор фильма Ив Беланже – известный специалист в свой области. На его счету фильмы и сериалы, и могу поспорить, что хоть один из них хоть когда-то вас зацепил, - «Дикая» с Риз Уизерспун, «Далласский клуб покупателей» с Макконахи (победа на Римском кинофестивале как лучшая операторская работа), «И все же Лоранс» (2012 г., очень хочется сравнить этот фильм с «Девушкой из Дании»), «Бруклин» с Сиршой Ронан и сериал «Сестры Корваль» (монреальский женский «Шерлок Холмс»).
Сценарист Брайан Сайп появился недавно в поле моего зрения(но я не искала его в англоязычных источниках). Та-а-ак. Он написал сценарий собственно к фильму «Разрушение» и сделал экранизацию спарксовского романа «Выбор» (Николас Спаркс – мастер по бэд-эндам, да?).
А вы знали, что Крис Купер уже второй раз играет папу Джилленхолла? В фильме «Октябрьское небо» (1999 г., автобиографический) они играют родных отца и сына, а в «Разрушении» Купер уже приходится ему тестем. Но все равно экранные родственники, наверное, на съемках было что вспомнить, да?
Улыбчивый Джейк умеет хорошо играть мрачных персонажей. Я только сейчас сообразила, что это был он в паре с Хью Джекманом в фильме «Пленницы»(2013). Про «Горбатую гору» (2005) говорить не будем, это классика. Вообще, просматривая фильмографию этого актера, я обнаруживаю, что многие фильмы с его участием смотрела («Зодиак», «Морпехи», «Левша», «Эверест», «Принц Персии: Пески времени», «Стрингер»). Задумалась: почему раньше не обращала внимания? Теперь мне кажется, что талант Джейка – в том, что он настолько растворяется в своем герое, и не столько в герое, сколько в истории, которую рассказывает фильм, что в памяти остается только история. В один ряд могу поставить Дэниела Дэй-Льюиса, Майкла Фассбендера, Кейт Уинслет, Джулианну Мур (простите, если кого забыла).
Заканчивая свой околорецензийный треп, хочу сказать, что Наоми Уоттс – актриса ничем не хуже своей подруги Николь Кидман, но только та вышла замуж за Тома Круза и стала всемирно известной на 20 лет раньше. Обидно, конечно, Наоми Уоттс после ее комбо в «Невозможном» с Юэном Макгрегором попала в мой список А-актеров, и пусть там в Голливуде говорят что хотят и добавляют туда кого хотят, а у меня все, и Добро пожаловать на саму рецензию!
«Для того, чтобы понять, как устроен механизм, надо разобрать его на кусочки. И чтобы понять, как работает мое сердце, я тоже должен расколотить его на кусочки, а потом собрать», - вот примерно такие слова говорит главный герой картины. Сама тема фильма вызывала стойкие ассоциации с «Потомками» (2011, в главных ролях Джордж Клуни, Шейлин Вудли), не скажу почему, посмотрите – узнаете.
Большой плюс сценаристу и актерам в том плане, что наконец-то мне можно полюбоваться на дружбу мужчины и женщины без вечного вопроса «Когда же у них будет секс, чтобы, наконец, они перестали играть прелюдию и рассказали, в чем, собственно, дело?». У Джейка и Наоми в фильме нет химии (молодцы продюсеры!!!) как у любовников, но они хорошо смотрятся друзьями, я поверила в их дружбу, хотя вообще именно из-за вечного кинопихания главных героев в постель друг другу я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной.
Затронута тема самоосознания себя геем, ну без этого в американских фильмах никуда. Куда ни плюнь, везде гомосексуалисты, и если ты меняешь пол, становишься лесбиянкой или вступаешь в однополый брак – ты герой. Вот прямо других проблем в жизни нет. Но это, видимо, волна поддержки секс-меньшинств, от которой мы потом еще долго будем очухиваться. Я не говорю, что это плохо, просто не могу не заметить эту тенденцию, как и то, что на смену фильмам на тему «друг мой, брат мой» приходят фильмы о дружбе женщин и сестер. Но это тоже не ново, «Стальные магнолии» сняты еще в 1989 году, и лучше уже вряд ли придумаешь.
К сожалению, не знаю, как зовут молодого актера, который играл сына героини Наоми Уоттс, но играл парень замечательно. Вообще, все актеры на высоте. Хорошая работа режиссера Жана Марка-Валле. Он, кстати, снимал «Далласский клуб покупателей» и «Дикую» (ага, это его вторая, кажется, работа с сценаристом Ивом Беланже!).
Что еще сказать? Основа фильма – разбор человеческих переживаний. Как они проявляются, и почему не всегда за нашими действиями стоят те чувства, что приписывают нам посторонние люди, и что каждый справляется с горем по-своему. Главный герой ничего не чувствует после смерти жены, но разрушает в буквальном смысле слова все, все вокруг себя, и его горе на проверку не менее сильное, чем горе тестя и тещи, только они есть друг у друга, а он пытается найти опору, за которую можно уцепиться, и пишет письма с жалобами в компанию автоматов.
Живешь с человеком, общаешься с ним, работаешь, твой день расписан по минутам, в 5.30 подъем, тренировка, душ, уход за собой – и в 7.30 ты уже в вагоне электрички. Работа, потом дом, общение с женой. Знаешь ли ты ее? Любила ли она тебя? Любил ли ты ее? И почему, если вам было хорошо вместе, ты ничего не чувствуешь? И почему ты замечаешь вещи, на которые до этого не обращал внимания? И почему ты хочешь разнести свой дом?
Я, как всегда, плохо помню в этой картине Джилленхолла. Потому что он рассказал мне историю, и я запомнила сам рассказ, а не его в нем. Мне кажется, что это говорит о его актерской игре. Прошло время Томов Крузов, когда мы шли на актера, а не на команду фильма, когда интересовались, с кем встречается этот актер, а не где он еще снимался. Мне нравится Джейк, мне нравится его игра. Родители правильно его придерживали – зато вырос в хорошего актера, настоящего профи.
Смотрите, очень даже классный фильм.