7 октября вышло продолжение одной из лучших серий игр про тяжкую жизнь мафиозного бизнеса - Mafia III. Помимо того что в новой части по сути теперь придется играть против Мафии, а не за неё. Разработчики Hangar 13 поменяли время действия, 60-е года Америки и место действия Нью-Бордо. Серия игр Mafia всегда имела свой характерный почерк, игра выделялась на фоне других городских песочниц своим стилем, атмосферой и хорошим сюжетом. Но что самое главное каждая часть отличается от предыдущей, даже вторая Mafia это совсем другая игра. Я решил вспомнить и проанализировать почему эта серия игр заслуживает своего внимания, из-за чего Mafia это не GTA и насколько трагичны истории главных героев.
Томас Анджело и все, все, все.
Начать стоит естественно с самой первой части - Mafia: The City of Lost Heaven. Польские разработчики Illusion Softworks в 2002 году сделали одну из самых увлекательных игр, с сюжетом достойным отдельного Голливудского фильма. 30-е годы Америки, великая депрессия, сухой закон, самый разгул преступных кланов из Италии. Для Томаса Анджело главного героя игры, каждый день сменяет друг друга монотонностью работы таксистом. Жаловаться ему нечего, на кусок хлеба хватает. Но в один из тех дней когда работы было не так много, Томас закуривает сигарету в надежде облегчить думы о будущем, ждет очередного клиента на извоз и внезапно вляпывается в историю с двумя беглецами в дорогих костюмах. Они лихо запрыгивают к нему в машину и требуют оторваться от преследующего их хвоста. Томас помогает двум незнакомцам, которые позже станут его друзьями и узнает что они из Мафии. Далее от безысходности Томасу Анджело придется примкнуть к рядам преступного клана и стать одним из самых успешных гангстеров.
Игра Mafia медленно но уверенно будет раскачивать сюжетную “лодку”. Томми Анджело поведает о самых кровавых делах и поступках за которые ему стыдно и мерзко. Illusion Softworks - смогли очень хорошо передать романтизм Мафии воспетый в фильмах и сменить это всё глубоким разочарованием, о том насколько там всё может быть фальшиво. Сделать так же искусно как Коппола в “Крестном отце” не получилось, уровень не тот, да и разные по структуре и не только формы подачи. Но своих колоритных персонажей игра получила. Дон Сальери очень полюбился многим, своим характером и манерой поведения, от чего частично был задействован в продолжении Mafia II.
Мафия в делах
Игра окупала себя разнообразием миссий и действий происходивших в них. Вот тут игроку надо украсть три фуры алкоголя у конкурирующего клана. А тут надо умудрится приехать первым на гоночном заезде, потому что это машина Дона, а постоянный водитель травмирован, на кону большие деньги. А это миссия где тебе надо избавится от свидетельницы и убежать от дышащих тебе в спину копов. Каждое новое задание увеличивалось немного в сложности прохождения. Illusion Softworks понимали что к середине игры механики которые заложены в Mafia не смогут тянуть её до самого конца, поэтому врагов становилось больше, действий на одну миссию тоже.
Что касается самого главного героя игры города Lost Heaven, то тут разработчики смогли хоть как-то припаять небольшие развлечения. По городу можно было кататься в свое удовольствие. Вождение в Mafia отличалось от вождения транспортом в GTA III, тем что здесь надо было соблюдать правила дорожного движения и не превышать скорость. Попутно можно зарабатывать деньги таксистом. Других каких либо занятий например покупка одежды или кафе чтобы перекусить в игре нет. Lost Heaven здесь больше как декорация, чтобы ощущение от крутой, гангстерской драмы было более пронзительным. Музыка на местном радио, костюмы с иголочки, лакированные туфли и Томми-ган создавали прекрасную атмосферу большого города, в котором спрятано столько возможностей. Игру Mafia можно сейчас смело называть одной из лучших в игровой классике Illusion Softworks создали прекрасную и особенную игру в своем жанре. А вот то что было дальше с серией оказалось немного проще и не столь увлекательно, Mafia II не смогла стать достойным преемником первой части.
Вито Скалетта и почти все.
Mafia II оказалась пустой и не сильно замысловатой. Действие игры разворачивалось уже в 1940-й по 1950-й года, в новом, не задействованном до этого в игре городе Эмпайр-Бэй. Главный персонаж Вито Скалетта возвращается после второй мировой войны, где участвовал в боях в Италии. Его закадычный друг Джо Барбаро помогает освоиться и найти работу. Вито начинает зарабатывать большие суммы, выполняя задания убить кого-то, либо ограбить банк.
Сюжетное вступление в Mafia II возможно самое лучшее в игре. Дальше всё превращается в рутину, от которой охота уйти в спячку. В этот раз у 2K Czech (бывшие Illusion Softworks) не получилось создать по настоящему захватывающий сюжет. Герои были прописаны слабо, удручали и перестрелки в игре. Хоть и весь основной упор как сами признали разработчики был именно на сюжет, поэтому в городе Эмпайр-Бэй делать особо нечего, затянуть игрока в линейное действие не получилось. Единственным персонажем который уравновешивает постную мину главного героя был Джо Барбаро, за которого по прохождению сюжета проявлялся интерес больше нежели за Вито Скалетта. Что хорошо получилось, так это передать атмосферу 40-х годов Америки.
Палки в колесах
В ходе разработки Mafia II разработчикам пришлось отказаться от многих идей, которые были в первоначальной версии игры. Постоянно менялся движок Mafia II - это пришлось сделать из-за затянувшегося производства. За то время пока делали игру сменилось поколение консолей, вышли Xbox360 и PS3 на которых было уже невозможно технически игру издавать. Возможно постоянные переносы и разлад в коллективе 2K Czech повлияли на то какой Mafia II получилась в итоге.
В сравнении
Безусловно есть смысл сравнивать серию Mafia с другой игровой серией GTA. И там и там есть угон машин, открытый город со своим социальным миром, игры с огнестрельным оружием. Но эти две серии всегда отличались друг от друга в первую очередь подачей сюжета. Если в GTA это сатира и порой жестокая на американское общество, то Mafia это сугубо частная история в которой больше драмы, нежели смеха. И хорошо что есть две такие прекрасные игры, одна из которых может развлечь и поднять настроение, другая показать поступки людей сомневающихся в итоге о содеянном.