kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-1

primat.kz Новое — это хорошо забытое старое... про свободно плавающий курс

 

К.Дамитов (1999):  Принято решение о переходе к режиму свободно  плавающего обменного курса тенге.

К.Келимбетов (2015):  Это не девальвация. Это переход к свободному плаванию...

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОЛИТИКЕ ОБМЕННОГО КУРСА ТЕНГЕ

 
/ИРБИС, 05.04.99/ - В понедельник Национальный Банк Республики Казахстан 
распространил Заявление Правительства и Национального Банка Республики 
Казахстан о дальнейшей политике обменного курса тенге. Ниже приводится полный 
текст Заявления.

Состоявшаяся в течение прошлого года и продолжающаяся в этом году 
значительная девальвация национальных валют в странах торговых партнерах 
Казахстана и прежде всего в России, обусловила существенное удорожание 
тенге по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров. 
Результатом явилось значительное снижение конкурентоспособности 
казахстанских товаров, предприятий и экономики в целом. В свою очередь, это 
привело к увеличению отрицательного сальдо по внешнеторговым 
операциям, снижению золотовалютных резервов и валового внутреннего 
продукта.

Мировой, и теперь уже отечественный, опыт показывает практическую 
невозможность поддерживать экономический рост в стране с открытым 
внешнеторговым режимом при переоцененной национальной валюте. 

Альтернативой было бы закрытие таможенных границ, что однако, уже показало 
свою малую эффективность. В более же долгосрочной перспективе такое 
закрытие границ нецелесообразно ни экономически, ни политически. 
Правительством и Национальным Банком в течение последних месяцев был 
проведен всесторонний анализ всех предложений по дальнейшей политике 
обменного курса тенге на 1999 год (продолжение политики плавной равномерной 
девальвации, осуществление разовой девальвации, привязка тенге к корзине 
валют, введение фиксированного курса тенге, свободно плавающий обменный 
курс), оценены преимущества и недостатки каждого из возможных вариантов 
режима обменного курса тенге с учетом ситуации в стране и за рубежом. 
Основываясь на результатах этой проделанной работы, Правительством и 
Национальным Банком принято решение о переходе к режиму свободно 
плавающего обменного курса тенге, как наиболее приемлемому режиму в 
условиях открытости казахстанской экономики и неустойчивого состояния 
международных финансовых и товарных рынков. 

Режим свободно плавающего обменного курса предполагает формирование 
курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке без 
значительного вмешательства центрального банка. Однако, Национальный Банк 
не допустит колебаний курса, превышающих рациональные ожидания.

Денежно-кредитная политика Нацбанка будет ориентирована на сохранение 
низкой инфляции и, следовательно, оставаться достаточно жесткой. В качестве 
ее основных параметров, по крайней мере, в течение 1999 года будут 
использоваться предельные величины денежных агрегатов. 

Правительство и Национальный Банк не допустят возникновение дефолтов по 
всем внутренним и внешним обязательствам государства. При этом никаких 
ограничений существующего режима валютных операций не предусматривается. 
Правительством и Национальным Банком будут приняты необходимые меры 
для смягчения последствий перехода к режиму свободно плавающего 
обменного курса. 

В качестве первоочередных основных мер будут осуществлены следующие 
действия: 

- отменяются ранее введенные ограничения на импорт в отношении России, 
  Кыргызстана и Узбекистана в случае отсутствия демпинга; 
- физическим лицам - вкладчикам банков, которые не будут изымать свои 
  тенговые депозиты в течение 9 месяцев, будет предоставлена возможность их 
  100%-ной конвертации в доллары США по курсу 88.3 тенге за 1 доллар США. 
  Вкладчикам, принявшим соответствующее решение, необходимо будет 
  представить в свой банк письменное заявление до 30 апреля 1999 года. Для 
  юридических лиц будет предоставлена возможность конвертации 30% 
  тенговых депозитов, в случае если они не будут изымать их в течение 6 
  месяцев. 
- накопительным пенсионным фондам будет предоставлена возможность 
  добровольной конвертации их портфеля тенговых государственных ценных 
  бумаг в 5-ти летние валютные государственные ценные бумаги; 
- не будут повышаться тарифы на услуги естественных монополистов и 
  коммунальные услуги населению, как минимум в течение ближайших месяцев; 
- при превышении уровня фактической инфляции над запланированным, 
  начиная с З-го квартала текущего года в пределах бюджетных поступлений, 
  будет предусмотрена компенсация потерь доходов групп населения с низкими 
  доходами, получающим их из бюджета; 
- будут временно снижены резервные требования к банкам второго уровня с 
  10% до 5%, а также смягчены другие пруденциальные нормативы и 
  нормативы формирования провизии на период адаптации банков к режиму 
  свободно плавающего обменного курса; 
- будет обеспечено бесперебойное функционирование платежно-расчетной 
  системы; 
- временно вводится обязательная продажа предприятиями 50% экспортной 
  валютной выручки;
- будет усилен надзор за исполнением требований экспортно-импортного 
  таможенно-банковского контроля. 

В результате перехода на режим свободно плавающего обменного курса 
произойдет восстановление внешнеторговых конкурентных условий для 
отечественных товаров и значительно улучшатся финансовые условия 
хозяйствования для предприятий, работающих в экспортном и 
импортозамещающем секторах.

Как общий результат ожидается существенное улучшение, внешнеторгового 
баланса, рост золотовалютных резервов Нацбанка, замедление темпов 
снижения валового внутреннего продукта и возобновление его роста со 2-й 
половины 1999 года. 

Все указанные меры не являются чем-то уникальным и широко используются как 
в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой. Они являются 
способом лечения финансовой и производственной системы и вызваны 
объективными причинами мирового и регионального характера. 

Мы должны отметить, что в отличие от многих стран, Казахстан осуществляет 
этот шаг в более благоприятные условиях. Эти условия были созданы нашей 
экономической политикой в последние годы: оздоровлена банковская система; 
сформирована база для развития предпринимательства; в стране благоприятный 
инвестиционный климат; заложены основы системы адресной социальной 
защиты.

Эти положительные изменения в экономике будут продолжены в условиях 
демократизации, жесткой борьбы с коррупцией, дальнейшей интеграции страны в 
мировое сообщество. 

Решение Правительства и Национального Банка имеют ясную 
экономическую логику. Первое - мы делаем нашу экономику более 
конкурентоспособной. Второе - мы сумеем, благодаря правильно 
выбранному моменту, смягчить социальные последствия такого решения. 
Наконец, оздоровляющий эффект этих мер на экономику Казахстана 
положительно скажется через некоторое время на судьбе каждого 
казахстанца.

Мы уверены, поддержка народа Казахстана предпринимательских и 
финансовых кругов, инвесторов и средств массовой информации позволит 
максимально эффективно и быстро достичь поставленных целей. 
 

Премьер-Министр Республики Казахстан Н. БАЛГИМБАЕВ
Председатель Национального Банка Республики Казахстан К. ДАМИТОВ
   

Справка: Кадыржан Дамитов - председатель Национального банка Казахстана с февраля 1998 года по октябрь 1999 года. ссылка