Огромный резонанс получил коррупционный скандал, который сотрясает науку Казахстана. Ученые тщетно пытались искать правду в социальных сетях, обращениями в прокуратуру, агентство по противодействию коррупции и партию Нур Отан, наконец к Президенту Назарбаеву Н.А.. Здесь мы покажем, кто скрывается за коррупционным скандалом в Комитете науки.
Однако обо всем по порядку. Осенью 2017 был объявлен конкурс на грантовое финансирование научных проектов с общей суммой финансирования 28 млрд. тенге, такие конкурсы проводятся раз в три года. Учеными было подано более 4500 заявок, затем начался процесс отбора лучших заявок, достойных финансирования. Этот процесс состоит из двух этапов: государственная научная экспертиза и рассмотрение Национальными Научными Советами (ННС).
Первый этап - это оценка заявок на гранты тремя экспертами в области научного направления проекта, авторитетными учеными с индексом Хирша более 5 за последние 5 лет. В основном, это зарубежные ученые, так как казахстанских ученых, имеющих такой рейтинг, не более 30 человек. Немалые бюджетные деньги уходят на оплату этой экспертизы, по некоторым расчетам, на этот этап ушло около 1 млрд. тенге. Эта экспертиза была проведена Национальным Центром Государственной Научно-Технической Экспертизы (НЦ ГНТЭ) прозрачно: результаты экспертизы с заключениями экспертов и баллами проектов были выставлены на сайте НЦ ГНТЭ. Чем выше балл, тем достойнее проект и ученые, которые набрали очень высокие баллы с долей уверенности ожидали решений ННС о долгожданном финансировании для своих научных проектов.
Вторым этапом, проводятся заседания ННС. На этом этапе случилось то, что и вызвало гнев ученых: проектов с лучшими оценками не оказалось среди одобренных на финансирование, но прошли проекты с низкими оценками. Анализ показал связь между одобренными проектами и членами ННС, которые пользуясь своим участием в конкурсном отборе, просто «протащили» свои посредственные проекты и проекты, аффилированных организаций. Такие члены ННС оказались в фокусе всеобщего внимания. Согласно Положению о ННС, утвержденного Постановлением Правительства РК, членами ННС не могут быть руководители научных учреждений. Однако в составе практически всех ННС оказалось по 1-2 руководителя научных организаций, некоторые ННС даже были возглавлены директорами научных организаций, в прямое нарушение правил о составе ННС, причем проекты таких организаций получили наибольшее финансирование. Эта ситуация выявила первые факты, в результате которых появились первые подозрения о преступном сговоре и коррупционных злоупотреблениях.
Становится очевидным, что кто-то изначально включил заведомо незаконные кандидатуры в состав ННС, для того чтобы они одобрили проекты своих институтов и смогли незаконно получить наибольший объем финансирования. С каким умыслом нужно было проворачивать конкурс грантового финансирования таким способом?
После того, как такие институты получат гранты, деньги из института могут быть выведены. При выполнении научной организацией научных проектов, часть работ по научной работе может быть поручена аффилированным ИП и ТОО, с которыми заключается договор со сторонними организациями. Проверку выполнения договорных обязательств со стороны ИП/ТОО осуществляет сам руководитель научного проекта. В этом случае формируется лазейка, для вывода денег из институтов.
Кто же заинтересован в системных нарушениях и кому выгодно иметь сговор с нарушителями? Всем известна процедура принятия нормативных документов, как и то, что ответственность за юридическую чистоту таких документов несет уполномоченный орган. На днях ученые страны видели лица всех, кто участвовал в организации конкурса грантового финансирования на 2018-2020 годы. Кто из них решил воспользоваться этой лазейкой? Очевидно, что это только соучастники процесса, добросовестно выполняющие указания того, кто остается за кадром разразившегося скандала.
Очевидно, что за всей этой коррупционной схемой стоит высокопоставленный Чиновник, контролирующий Комитет Науки и имеющий влияние на принятие таких Постановлений Правительства РК.
Только этот Чиновник мог создать такую ухищренную схему выведения денег из грантов ученых, минуя процедуры проверок и прикрываясь коллегиальным решением самих же ученых. И только высокое влияние Чиновника может, убедив в сговорчивости руководителей научных институтов, часть средств из полученных грантов «вернуть», например, посредством заключения договоров с подставными или аффилированными ИП и ТОО.
Имея такое влияние, Чиновнику было не сложно было преданных ему руководителей институтов провести в члены ННС так, что никто не заметил их несоответствия требованиям закона. Так как при объективном рассмотрении очевидно, что люди, неодобренные Чиновником, не могли быть в составе ННС. Степень влияния Чиновника настолько велика, что даже не вызвало недоверия самого Премьер-министра, собственно которым и было подписано незаконное Постановление Правительства.
Когда пришло время распределять гранты, благодарные «свои» люди в ННС выполнили поставленную перед ними задачу: распределив больший объем финансирования между своими и “одобренными” Чиновником институтами. Умысел злоупотреблений заключался в том, что члены ННС, игнорируя требования к качеству проектов и проведенную предварительно научную экспертизу, одобрили и выделили финансирование проектам с низкими баллами экспертизы, т.е. заведомо провальным проектам.
И уже не важно было, что на первый этап - экспертизу, было потрачено более 1 млрд бюджетных денег, и что эта экспертиза имеет статус «государственной». Как говорится, «свой карман» гораздо важнее. Схема распределения бюджетных средств была успешно отработана: согласно решениям ННС, уже утвержденных Комитетом Науки, "cвои" институты (перевалочные пункты в коррупционной схеме) сейчас находятся на стадии подписания договоров с Комитетом науки о грантовом финансировании. Следующий этап, при получении государственного грантового финансирования данными институтами, - это заключение договоров между институтами и липовыми ИП и ТОО Чиновника в рамках выполнения гранта с выведеним денежных средств самому Чиновнику в благодарность за его покровительство.
При этом Комитет науки рьяно встает на защиту ННС: «решение принимается тайным голосованием и лоббирование невозможно!», отказываясь выставить полные видеозаписи заседаний, и не признавая нарушений о составе ННС. Однако именно описанная нами выше схема введения в состав ННС «своих» людей, позволяет председателям ННС иметь «контрольный пакет голосов», однозначно проводящий только нужные решения. Результаты предварительной научной государственной экспертизы, голоса остальных, независимых» членов ННС не могут оказать никакого влияния. Иначе невозможно объяснить, как члены ННС даже не ознакомившись с содержанием заявки голосуют вопреки предложения члена ННС, внимательно эту заявку прочитавшего. Эту ситуацию описал член ННС Ким Виталий Юрьевич во время своего открытого диалога в Интернете. Однозначная поддержка Комитетом науки решений ННС, без малейшей попытки разобраться в ситуации, выдает их предварительный преступный сговор!
Казалось бы, что такого: не получат деньги достоиные лаборатории и ученые, не будет закуплено современное оборудование, не будут предложены инновационные решения, сотни молодых ученых будут разочарованы в результатах распределения грантов, многие вынуждены будут решиться на отъезд из страны. Не сможет Казахстан стать научно-инновационным государством, о котором всегда говорит Президент Н.Назарбаев.
Но выходит, что частные интересы Чиновника и других участников распределения грантового финансирования оказались важнее интересов страны? Именно это пытается донести Комитет Науки научному сообществу Казахстана, более того, Комитет Науки и МОН РК развернул широкую компанию по жесткому запугиванию несогласных ученых. Комитет Науки заявляет, что проекты с высокой оценкой государственной экспертизы были отвергнуты ННС, а проекты с низкой оценкой были приняты на финансирование, потому что они несут прикладное значение для Казахстана. Если проект оценен на 18-20 баллов иностранными проектами, то это провальный проект, в котором авторы заявки даже не могут грамотно объснить для чего им нужны государственные деньги, тем более что Казахстан не находится на отдельной планете и любой эксперт может оценить значение проекта. Другое дело, что такие проекты имеют очень большое "прикладное" значение для карманов агашек, о чем, к сожалению, не знают международные эксперты, но знают члены ННС!
Ученые требуют отмены решений ННС по грантовому финансированию 2018-2020 и отмены решений по Программно-целевому финансированию 2018-2020!