kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
1

Предотвратить теракт в общественном транспорте практически нереально

 

Усилены меры безопасности в метро Алматы

Прочитал на Юви пост Камилы Бекеновой «Политика», где она сетует, что была возможность предотвратить теракт в питерском метро, но из-за халатности персонала этого не произошло. Хотел написать ей комментарий, но так размахнулся, что получился отдельный пост.

Камила судит с обычной женской логикой. Если есть видеокамеры, значит, они могли  предотвратить теракт. С чего бы это? Камеры наблюдения предназначены для фиксирования нарушений и преступлений, но никак не могут предотвратить его. Вернее, они могут защитить от простого, обычного преступления, когда злоумышленник не желает светиться на камеру. Вор не будет красть под объективом, грабитель не будет ножом размахивать перед камерой. Ну, не хотят они оставлять улики. Но террористу-смертнику видеокамера по барабану, он все равно идет на смерть. Психологи считают, что иногда сама камера подвигает неадекватных людей на преступление. Психи ведь хотят остаться в истории.

Вот сейчас и у нас в метро Алматы введены усиленные меры безопасности. Металлоискатели, камеры наблюдения, различные детекторы, полицейские патрули. Введен даже личный досмотр пассажиров. Ладно, для нашего метро с девятью станциями и сравнительно небольшим пассажирским потоком эта мера может подействовать. Но в Москве и Питере, где через метро проходят сотни тысяч человек, а то и миллионы ежедневно, проверить всех и уследить за всеми попросту нереально. Металлоискатели  мало чем помогут, каждый под ними зазвенит – мелочь и ключи в кармане, телефон и прочее. Досматривать, заставлять каждого вываливать на осмотр полиции содержимое карманов и сумок – уйдёт минимум на каждого человека минута. Представляете, какие столпотворения образуются, представляете, сколько народу начнет опаздывать. Да, через день после такого нововведения Питер и Москва взвоют – лучше с риском ехать в метро, чем часами стоять в очереди к металлоискателям.

Весь мир идет по одному и тому же пути. Усиливаются средства контроля доступа, досмотровые средства и детективные средства, которые позволяют обнаружить оружие, крупные металлсодержащие и другие опасные предметы. Но ни одно государство не может обеспечить в общественном транспорте режим, который обеспечивается в международных терминалах аэропортов. Досмотреть каждого пассажира, входящего или выходящего на станцию метро или со станции метро, просто нереально.

Можно, конечно, досматривать лиц, которые по прямым или косвенным признакам вызывают некое подозрение. Либо, если технические приборы определили наличие подозрительных предметов. Но если взрывное устройство компактное, не содержащее большого количества металла и плохо поддается детектированию, выявить его практически невозможно. Сегодняшние технологии конструирования таких взрывчатых веществ позволяют уйти от этого фактора. Если взрывчатка традиционная, ее обнаружат. А сейчас есть такие вещества, которые можно смешать дома на кухне и спокойно пронести, и никто ничего не заподозрит.

Насчет подозрительных личностей… Камила, съезди в Москву, там тебя обязательно проверят и обыщут. И не только в метро. На сегодняшний день любой азиат или кавказец в России автоматически попадает в категорию подозрительных. Психиатр-криминалист профессор Виноградов говорит: «В метро дежурят оперативники, владеющие методиками вычисления подозрительных лиц. Но их не хватает. И иногда не бывает никаких зацепок. Принято думать, что террорист – это восточный человек, а это не обязательно так. Такой человек может быть вполне мирным. А тот, кто задумал недоброе, может ничем не выделяться, быть таким, как все».

То есть, если человек очевидно нервничает, он не обязательно преступник. Профессор это подтверждает:

«Он может просто нервничать. Вы никогда не вычислите подозрительного пассажира сами – он старается слиться с толпой. Террорист старается не привлекать к себе внимания».

 

А еще есть такой фактор, как человеческий. Сегодня после теракта все спецслужбы, все охранники в метро, в аэропортах, да и везде начеку, стоят на ушах. Внимательно всех осматривают, крайне подозрительны. Но пройдет неделя, другая, месяц, второй, и бдительность притупится. Обычное явление. Никто не может быть всегда настороже. «У всех видных государственных деятелей есть телохранители, служба безопасности, но если проходит год за годом, а покушений нет, проверки становятся формальными, бдительность притупляется. Единственная пуля, обрывающая жизнь жертвы, совершенно неожиданна и вызывает панику. Пользуясь этим, убийца уходит незамеченным» (Ф.Форсайт, «День Шакала»).

 

Бороться с терроризмом нужно не в метро и не в автобусах, когда у преступников палец на кнопке взрывчатки. И не когда они идут на штурм арсенала, как в Актобе. Их надо уничтожать в зародыше, когда они только замыслили теракт. Внедрять агентов во все группы террористов и уничтожать. Это трудно и сложно, но это самый эффективный путь.

 

Последняя новость: Вчера при взрыве в питерском метро погиб гражданин Казахстана Максим Арышев, студент третьего курса Петербургского экономического университета. Глубокие соболезнования его родным и близким.