С 19 марта 2012 года в Казахстане, наконец, вступили в действие новые правила оказания услуг связи населению. Я уже на эту тему высказывался ранее. Теперь можно будет проверить, насколько совпадут прогнозы.
И вот уже первые последствия! Операторы сотовой связи перестали обслуживать "короткие номера", где были сосредоточены "дополнительные" или "премиальные" услуги, которые зачастую используются всевозможными мошенниками для "выкачивания" денег из невнимательных или неопытных абонентов.
По новым правилам, теперь, прежде, чем снять со счета абоненты деньги "за услугу" оператор должен получить от абонента подтверждение, что он на это согласен. Если жулики от связи не придумают каких-то новых приемов, введение таких подтверждений должно снизить уровень мошенничества буквально в разы!
Это может даже негативно сказаться на общем уровне доходов операторов, ведь в доходах от VAS (дополнительных услуг) доля операторов от разделения доходов с мошенниками составляет весомые проценты, измеряющиеся зачастую двузначной цифрой. Теперь операторам придется научиться обходиться без этих нечестных денег.
Понимая, что извещение абонента о реальной сумме платежа приведет к массовым отказам от "услуг", операторы предпочли пока что отключить все услуги на коротких номерах, ссылаясь на невозможность исполнения новых правил (п.32). До появления "технической возможности".
Вот текст этого пункта:
32) при предоставлении посредством отправки короткого текстового и/или мультимедийного сообщения доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочные службы, службы знакомств) оператор сотовой связи посредством короткого текстового сообщения уведомляет абонента о стоимости данной услуги. Плата за данную услугу взимается в случае подтверждения абонентом отправки данного сообщения, при этом оплата за подтверждение с абонента не взимается.
Если оператор сотовой связи не уведомил абонента о стоимости короткого текстового и/или мультимедийного сообщения по предоставлению доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств), то оплата за данную услугу не взимается;
Замечательный пункт, который наносит сильный удар по самым распространенным мошенническим схемам, где абонент, направляя SMS на короткий номер, не подозревает о стоимости услуги, или получил от мошенников неверную информацию.
Удивительно то, что операторы, которые имели возможность подготовиться к введению новых правил еще в прошлом году, когда они были приняты, "не почесались" до введения правил в действие. И теперь теряют деньги каждый час, когда услуги не работают.
Выводов напрашивается два. Либо операторы надеялись "урегулировать" вопрос с правилами с регулятором, то есть добиться их отмены или коррекции так, чтобы можно было и дальше наживаться по старой схеме. Либо понимали, что с новыми правилами от всего бизнеса VAS-услуг на коротких номерах остаются рожки, да ножки, и особенно торопиться с переходом на новый формат оказания этих услуг и смысла особого нет, бизнес, построенный на обмане, просто завершился.
Так или иначе, но регулятора Казахстана следует поздравить с очередным действием в защиту интересов абонентов, молодцы!