kk
Default banner
Разное
426 635 постов45 подписчиков
Всяко-разно
5

PR умер, вы не в курсе?

Автор первой казахстанской книги по связям с общественностью «PR без понтов» накануне презентовал свою новую книгу «Абырой менеждмент. Как управлять репутацией», которая стала новым началом в сфере казахстанского менеджмента. Куат Домбай о комплексах современного казахстанского общества и о том, что сподвигло его написать новую книгу.

Первая книга Куата Домбай была этаким практическим пособием для начинающих PR-специалистов. И основной причиной к ее написанию послужила проблема отсутствия отечественной литературы по связям с общественностью. Как выразился автор, его возмутило, что студентам приходиться обучаться по российским книгам, которые, к превеликому сожалению, описывают уже старое положение вещей в сегменте PR, и он постарался самостоятельно повлиять на решение этой проблемы.

Другой, уже более нестандартный подход был к новой книге опытного PR-специалиста. Одно дело, когда повествуешь о том, как писать пресс-релизы и заниматься филантропией, но совсем другое, когда разрушаешь бытующее мнение о том, чего на самом деле нет.

По подсчетам, крупнейшей компании на рынке Казахстана в области аудио- видеопродукции  «Меломан», книга Куата Домбай «PR без понтов» стояла на втором месте по продажам, опередив на некоторое время даже Харуки Мураками. Куат, безусловно, добился поставленной цели, так как местным студентам в действительности не хватало практического пособия. Но, теперь, возникает вопрос, как отреагируют те же самые студенты, на вторую работу автора, которая в некотором смысле опровергает существование их специальности.

«Абырой менеджмент» уже нельзя назвать книгой о PR-е, так как в ней описываются модели управления репутацией компании. Как таковой PR, которому поклоняются все организации как одному из двигателей успеха, уже не является основным ядром размышления. Куат считает, что во всем мире эта незыблемая часть бизнеса пришла к своему логичному завершению.

- Мы являемся заложниками своего имиджа и стараемся казаться лучше, чем есть на самом деле. Это естественная человеческая реакция – прятать недоставки и выпячивать достоинства. Также происходит и в PR–индустрии. Основная суть PR-а – создать о себе хорошее мнение, навязать его. Но это бессмысленно и неправильно. Компания, таким образом, встает на пагубный путь, потому что в конечном итоге даже самые красивые слова и обещания превращаются в пыль, если они не были искренними и настоящими. В любой структуре, будь то государство, бизнес или личность, есть два понятия: мнение, которое мы хотим навязать о себе – имидж, и мнение людей, которое уже сформировалось – репутация. Проработав более 15 лет в сфере связей с общественностью, я пришел к такому выводу, что конечная цель любой структуры, это все-таки репутация. Тогда возникает вопрос, что такое репутация и из чего она состоит? Именно с этих вопросов начинается моя вторая книга. Я также планирую перевести ее на английский и распространить в некоторых странах, так как она излагает альтернативную точку зрения на менеджмент целом. В настоящее время есть несколько книг о репутации, включая профессора гарвардского университета Фонбрана и ряд других, но не в той концепции, которая предложена в «Абырой менеджмент»,где ключевой является формула «Репутация = Доверие * Время».

- Вы не боитесь, что это повлияет на вашу репутацию, в том же ключе, в котором вы пытаетесь донести до общества свою идею? Да, студентам была необходима первая книга как инструмент образования. Но вторая работа стала итогом вашего личного опыта, и адаптировать ее на мировом уровне, может показаться большинству – высокими амбициями. Как вы думаете?

- Как сказали англичане, здравый смысл сделал нашу нацию великой. Если мы будем исходить из тех размышлений, что Казахстан не может ничего сделать на мировом уровне, то мы так и останемся в соку собственных комплексов. А их у нас много, у нас вообще большой географический комплекс, что мы только перенимаем западные тенденции. Ведь, якобы, все что имеет мировую значимость рождается только в Европе и Америке. А если это работает, и мы начнем двигаться в этом направлении на пути к успеху, то тогда на нас будут ориентироваться.

- Очень много споров на сегодняшний день, мол в Казахстане нет того PR-а, которым руководствуется весь мир. Еще один казахстанский комплекс?

- У нас две гипертрофированные тенденции. С одной стороны комплекс, самоуничижение, отсутствие гордости и психологическое пресмыкание. Мы привыкли, что образцы должны появляться где-то, и отторгаем все внутреннее: опыт, идеи, полезные наблюдения. С другой стороны – гордыня. Желание быть центром земли, без внятного объяснения причин. Возможно, одно порождает другое. А если говорить глобально, вывод, который я сделал, работая долгие годы за границей – PR умер. В Казахстане нет того PR-a, потому что его нет во всем мире. Он уже давно исчерпал себя. Долгие годы, думая, что мы развиваем что-то новое, мы не эволюционировали, мы просто напросто обманывали себя, пытались навязать о себе хорошее мнение, стараясь казаться лучше. И это никогда не сработает, поскольку ни одна компания не построит политику, которая тем или иным образом удовлетворяла бы всех клиентов. Самое главное для успеха, честно вести диалог со своими потребителями, создавать доверительные отношения, пусть даже иногда ситуация не совсем приятная. Но обе стороны в любом случае знают, каких результатов стоит ожидать. Предсказуемост
ь в данном случае, показатель  профессионализма.

В самом деле, даже в отношениях между людьми, одним из самых важных аспектов является доверие. Если мы будем маскировать настоящее, в конечном итоге все станет искусственным. В таком случае, зачем стремиться миру к духовным или культурным ценностям, когда на самом деле мы скрываем истину под маской.