Поручение Токаева и «теневое правительство»: ставки на победителя?
В мае 2019 года Министерство национальной экономики Республики Казахстан разработало Концепцию проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата».
В рамках Концепции, в июне того же года был разработан первый проект закона, который предусматривал пресловутое понижение порога оборота, при достижении которого, налогоплательщик обязан был встать на учет по НДС и оплачивать его в бюджет.
Так Министерство предлагает понизить данный порог с 30 000 до 20 000 месячных расчетных показателей.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F423866%2F2b2eeb7ba833600a344e7864c8f744.jpg&w=1080&q=75)
Однако в июне 2019 года в Казахстане был избран новый Глава государства, который уже 2 сентября того же года в своем послании поручил Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
В обосновании чего, действующий Президент в своем послании сообщил,
«В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес.»
Безусловно у Министерства было идеальное пояснение появления своего законопроекта, которое заключалось в том, что Министерство исполняло поручение по разработке с начала 2019 года.
ОДНАКО (!),
не смотря на посыл Президента Казахстана, Министерство дорабатывает проект закона уже в декабре 2019 года и ужесточение требований по постановке на учет по НДС и как последствие, принуждение к оплате НДС все также сохраняется.
Такое рвение Министерства ужесточить налоговый режим предпринимателей выглядит как минимум странным на фоне инициатив Президента Казахстане избранного в июне 2019 о поддержке малого бизнеса.
Сказывается неумение Министерства работать с общественным мнением и после послания Президента Министр национальной экономики не счел важным прокомментировать позицию своего ведомства, а лучше - сразу исключить данную норму уже в декабрьской редакции законопроекта.
ОДНАКО ж НЕТ,
имеем то, что имеем, и декабрьская редакция проекта закона, показывает четкое игнорирование поручений Президента и стремление ведомства Даленова Руслана провести законопроект в текущей редакции, что говорит о том, что в Правительстве есть некая группа, по аналогии с теневым правительством (государственным департаментом) США, которая осмеливается проводить линии политики, иные чем инициативы, проводимые Президентом.
Что до самой нормы то, убрав политику, наблюдается очень странный дисбаланс . В частности, имеется существенная оговорка, которая позволяет индивидуальному предпринимателю, работающему на СНР упрощенная декларации, не включать в оборот по НДС аж 114 184-кратного размера месячного расчетного показателя (более чем 300 млн тенге) при условии, если он установит и будет проводить оборот через некую трехкомпонентную интегрированную информационную систему.
Возникают вопросы:
1. Почему только ИП имеют такую шикарную возможность?
2. Почему эта возможность дана только СНР упрощенная декларация?
3. Где эта трех компонентная информационная система и сколько стоит ее установка?
Продолжая тему, теневого правительства примечательна карьерная история Министра национальной экономики Даленова Руслана, который получил министерское кресло еще при Первом президенте в феврале 2019 года и сохранил его в Правительстве уже при Касым Жомарте Токаеве.
Выводы по вопросу кто же возглавляет теневое правительство в Казахстане Ұа вообще теневое ли оно после такого открытого противостояния Президенту, позволяющее себе открыто идти против инициатив действующего Президента Казахстана, оставляю на ваше суждение.