Политические коммуникации в Интернет
Другие политические силы тоже пытаются использовать политические коммуникации, но чаще всего они действуют традиционными методами. То есть теми, какие использовались еще во времена самых первых буржуазных революций – спорадические встречи с народом и публикации в симпатизирующей прессе. Между тем, современный мир уже достаточно давно испытывает кризис таких коммуникаций – на встречи ходят одни и те же люди, и аудитория критических газет тоже постоянная. То есть, информация чаще всего ходит по кругу, тогда как общество все меньше интересуется политикой и политиками.
Где нужно искать новые пути выхода на избирателя, куда уходят люди, которым надоел неоправданно оптимистичные теледикторы? Безусловно, Интернет – абсолютный канал коммуникации, в котором люди могут общаться, слушать и смотреть новости, а также и самостоятельно производить их. Что особенно важно для нашей оппозиции, не устающей жаловаться на невнимание телевидения, Всемирная сеть может дать такой медиа-канал, какому не будет равных по соотношению «цена-аудитория», и такую обратную связь с потенциальными сторонниками, какую не обеспечит даже легион активистов.
Исследования зарубежных социологов показывают, что пользователи Интернета гораздо более активны в политических коммуникациях, чем сограждане, не живущие регулярной виртуальной жизнью. Неудивительно – люди уходят онлайн для поиска альтернативной информации, а это, по нынешним меркам, уже большой акт гражданского действия. Это поняли во многих странах – например, впервые в истории вся президентская кампания в США от встреч с избирателями до теледебатов выкладывалась на видеопортал YouTube, повышая интерес избирателей и сохраняя это все для истории в одном месте.
Ту кампанию вообще прозвали цифровой – особенно ту, что раскручивал штаб Б. Обамы. Помимо мероприятий «в реале», кандидат от демократов вел записки на всех популярных блог-платформах, использовал медиавирусы в Интернете, а, выиграв в выборах, первым делом открыл фотоблог Белого дома, где ежедневно выкладываются фотографии рабочей и неформальной атмосферы в этой обители власти. А год назад пример для подражания показали малайцы, на парламентских выборах массово использовавшие социальные сети и микроблоги. В итоге, из пяти оппозиционеров, получивших мандаты, пятеро оказались заядлыми интернетчиками.
Конечно, Казахстан – это не Малайзия и не США по уровню проникновения Интернета, мы по-прежнему топчемся в нижней половине рейтингов «электронной готовности». Но пользователей становится заметно больше на фоне снижения стоимости доступа – и, как показывает беглый взгляд на Казнет, площадки для обсуждения социально-политических вопросов имеют устойчивую популярность. Поэтому власти так озаботились проблемой контроля и фильтрации содержания Интернета – ведь это прямая информационная угроза для пропагандистской монополии. Именно поэтому, а вовсе не из-за одного любителя подслушивания и писательства. Даже если бы его не было, онлайн-цензура была только вопросом времени.
Что же до оппозиции, то ей необходимо использовать новые каналы взаимодействия с обществом и выходить на новые аудитории, работать с ними. Дольщиков, мигрантов из аулов в города, безработных и других отчаявшихся агитировать партии научились. Да, активные пользователи Интернета – это совершенно другое сообщество, молодое, более скептичное в силу своего социального статуса и образования, более конформистское. С ним, быстро растущим будущим поколением, которое будет общаться и читать новости только в Интернете, работать труднее, но и необходимее – учитывая нынешние темпы виртуализации, выборный сезон 2012 года будет более благоприятен для тех, кто будет уметь и любить использовать новые медиа.