По следам премии «Оскар»! «Крамер против Крамера» — звездный дуэт Дастина Хоффмана и Мерил Стрип
Пятьдесят вторая церемония прошла в 1980 году и была отмечена чередой фильмов, ставших со временем классикой кинематографа. В номинациях участвовали такие фильмы, как «Весь этот джаз» режиссера Боба Фосси, «Апокалипсис сегодня» режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, «Крамер против Крамера» режиссера Роберта Бентона. Эти фильмы действительно выдержали проверку временем и не зря взяли по несколько Оскаров. Апокалипсису досталось две технические награды – «Лучшая операторская работа» и «Лучший звук». «Весь этот джаз» забрал 4 статуэтки – «Лучшая музыка – запись партитуры», «Лучший монтаж», «Лучшая работа художника» и «Лучший дизайн костюмов». Но победителем по количеству наград и обладателем звания «Лучший фильм» стала лента Роберта Бентона «Крамер против Крамера» - «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль» - Дастин Хоффман, «Лучшая женская роль второго плана» - Мерил Стрип, «Лучший адаптированный сценарий».
Фильм безоговорочно понравился. Он весь построен на эмоциях, чувствах и переживаниях героев. История рассказывает о семье Крамеров, где отец семейства Тед строит свою карьеру, все время пропадает на любимой работе, а жена Джоанна, выпускница Смитского колледжа, на минуточку, сидит дома и воспитывает сына Билли. В один прекрасный момент ей очень надоедает одиночество и отсутствие самореализации, до такой степени надоедает, что она оставляет мужа и сына и уходит.
Теду приходится ой как нелегко первое время, ведь он совсем не знает, что делать с ребенком и как управится со всеми домашними делами, при этом оставаться востребованным и популярным на работе. Благо сын его уже в чем-то самостоятельный и даже сам может научить отца кое-чему. Теду приходится полностью переосмыслить процесс воспитания ребенка и ведения хозяйства. Он погружается в это с головой. Хорошо, рядом есть соседка, и по совместительству подруга жены Маргарет. Она поддерживает Теда, хотя и была к нему сурово настроена. Но видя его старания, она теплеет и в итоге Тед и Маргарет становятся друзьями.
Сын поглощает все внимание Теда и он теряет работу. Все бы ничего, но тут объявляется Джоанна и требует своих прав на сына. Без работы и средств к существованию у Теда нет шансов оставить ребенка у себя, а ведь он так к нему привязался. Они с сыном стали настоящими друзьями и партнерами. Чтобы избежать лишних проблем Тед бросается на поиски работы, любой, даже гораздо ниже оплачиваемой, чем его предыдущее место работы. Но тут как назло Рождество на носу и все компании заняты празднованием, вечеринками и гулянками, а не наймом сотрудников. Упорством и терпением Тед все-таки получает место в одной рекламной компании.
Тут начинается самая кульминация фильма. Процесс деления ребенка. В суде Крамер против Крамера. Обе стороны не гнушаются припомнить друг другу все грязное, плохое и нелепое. Во время процесса Джоанна понимает, что Тед изменился и пошел на серьезные шаги, чтобы стать ближе с сыном, но ее материнское чувство к сыну тоже не малого стоит. В итоге, несмотря на тот факт, что мать добровольно оставила сына, суд принимает решение в пользу матери. Билли придется переехать жить к маме и видеть отца по выходным, и то не каждым. Но в самом-самом финале, когда Джоанна приходит, чтобы забрать сына, она осознает, что дом мальчика рядом с отцом. Вот так финал!
Много слышала об этом фильме, но посмотрела впервые. Зная сейчас, на что способна Мерил Стрип, ее блестящая игра в сценах суда воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Искреннее раскаяние, горе от разлуки с сыном, осознание, что наказание мужа превратилось в наказание самой себе, все это очень точно передано на ее бледном, но покрасневшем от слез лице. И при этом она полна решимости вернуть себе ребенка. Она уже не та безобидная и безвольная домохозяйка, которую не слышит муж. Она на пути поиска себя, Джоанны, женщины, профессионала, матери.
Чисто по-женски я ее понимаю и не понимаю одновременно. Не понимаю того, как она могла оставить ребенка. Почему не ушла с сыном? Но понимаю ее как человека, стремящегося познать себя, не потерять себя в рутине домашнего быта, не потерять себя как женщину, реализовать себя в социальном плане. Этот фильм своего рода разбивание шаблонов по определению женщины. Женщина – не только жена и мать. Она, прежде всего, человек, которому так же, как и любому другому, необходимо реализовываться и развиваться в различных областях жизни. И этот небольшой по протяженности отрывок фильма оказывается самым важным.
Роль Дастина Хоффмана тоже заслуживает награды. Работа над собой его героя многого стоит. Это не просто смена работы, смена распорядка дня, это пересмотр приоритетов и жизненных целей. Поиск баланса между сыном и работой. И ему блестяще удается найти этот баланс, хотя, в начале, верится в это с трудом, настолько эгоистичен и самодоволен герой Дастина Хоффмана. Но жизнь все расставляет по своим местам, даже в кино. К тому Теду, которого видишь в конце фильма, с трудом можно применить те характеристики из начальных кадров. И ведь чудо любви и взаимопонимания произошло само собой. Вначале Теду просто необходимо было хоть как-то уследить за сыном и организовать их совместный быт. Но со временем зритель ясно видит, что в приоритете как раз становится этот самый их совместный быт :) А как я ему сочувствовала и сопереживала во время подготовки и проведения самого суда. Жаль было бы разлучать такого замечательного отца с сыном.
Авторам сценария и режиссеру удалось поставить зрителя в сложное положение. По крайней мере, себя я ощущала очень странно, поддерживая и сопереживая обоим родителям. Как такое возможно?! Вот, что значит гениальная работа!
Интересное о фильме:
- Сцена с мороженным вместо обеда была полностью импровизирована Дастином Хоффманом и Джастином Генри, исполнившим роль Билли. Сцена понравилась режиссеру и попала в фильм.
- Многие считают, что блестящая психологическая работа главных актеров была во многом спровоцирована тем, что происходило в их личной жизни. Дастин Хоффман переживал напряженный развод, а Мэрил Стрип никак не могла оправиться от смерти своего возлюбленного, актера Джона Казале.
- Мэрил Стрип полностью переписала речь для суда, так как была не довольна тем, как речь была прописана по сюжету. И надо сказать, не зря. Очень глубокая и такая реалистично-личная получилась речь.
ПС: Награду за «Лучшую женскую роль» получила Салли Филд за роль Нормы Рэй в одноименной ленте. Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана» достался Мелвину Дугласу за фильм «Будучи там».
Материалы взяты с сайтов: ru.wickipedia.com, imdb.com, oscars.org,