Только 2% учащихся - это "элита элит", поняли профессора еврейского университета и инвестировали максимум в это меньшинство. В результате, это меньшинство совершило революцию в мире инноваций. Сможет ли это повторить основатель "Авиаты"?
В прошлое воскресенье на конференции TEDxAlmaty, онлайн-бизнесмен Алексей Ли выступил и рассказал об интересной идее, которую он и ведущие онлайн бизнесы в Казахстане запустили этой осенью в Казахстане - открытая IT школа.
Его идея напомнила мне уникальный опыт Израиля, а точнее двух профессоров еврейского университета, которые создали спецподразделение "Тальпиот" у военных Израиля. А в результате, через 30 лет эффект получился совсем другой.
Итак, в Израиле все школьники после окончания школы должны пройти армию, в различных подразделениях и их дальнейшая судьба напрямую зависит от того, в каком подразделении они пройдут службу.
Так вот, в армии обороны Израиля есть подразделение «Тальпиот». Его назвали в честь крепостной башни, упомянутой в библейской Песне Песней. Этот термин означает высший уровень достижений. Идея очень проста: взять небольшое число наиболее талантливых молодых людей -школьников и предложить им наилучшее интенсивное техническое обучение.
Эта программа существует более 30 лет.
Каждый год лучшим 2% израильских учеников средних школ предлагают пройти тестирование. Это порядка 2 тысяч школьников. Только один из 10 проходит целую череду тестов в по математике и физике. Затем после тестового отсева на знания оставшиеся 200 человек проходят интенсивное тестирование способностей и личности.
Затем отобранные кадеты проходят ускоренный университетский курс математики и физики. Фактически из них создают «решателей проблем». Им дают задание за заданием, сведя к минимуму руководство над ними.
Задания совершенно разные: от проведения масштабной конференции до проникновения в телекоммуникационную сеть реальной террористической ячейки.
Эту программу часто критиковали сами военные как в начале ее запуска, так и за все время ее существования. Критика сводилась к тому, что «мы слишком много инвестируем в маленькую группу людей, которые затем не остаются в армии».
Действительно, с таким набором знаний и умений, а также личными качествами не многие остаются в армии. За 30 лет было обучено в рамках программы всего 650 человек. Что же происходит с выпускниками программы дальше?
Многие из израильских технологических компаний, вышедших на рынок IPO NASDAQ либо были основаны выпускниками «Тальпиота», либо последние играют в них ключевые роли. Две трети всех выпускников «Тальпиот» делают карьеру в академической среде либо в технологических компаниях, а это значит продолжают вносить вклад в экономику и общество страны. Однако масштаб этого вклада оценивается уже в миллиарды долларов инвестиций "made in Israel"
Что сделали военные Израиля?
Фактически они создали альтернативу университетам, потому что с одной стороны наполнили программу обучения – теорией университетского курса, а с другой стороны – создали разносторонние практические задания, для выполнения которых нужно креативное мышление и теоретические знания.
Но фактически военные создали воронку кузнецу кадров для IT бизнес-рынка. К примеру, Pay Pal выкупил за более чем 150 млн.долларов компанию, основанную одним из выпускников «Тальпиота», которая отслеживает мошеннические операции в интернете. Он создал эту компанию, потому что имел опыт по отслеживанию финансовых операций террористических ячеек.
Современная IT-карта мира, говорит Алексей – это США, Китай, Израиль, и даже Белоруссия, Казахстана там пока нет. Что же делать?
Ждать когда наши университеты изменятся? Когда государство решит вопрос? Уезжать из страны в более насыщенные кадрами рынки?
Алексей Ли как и его единомышленники решили создать альтернативу этим решениям. Совместными усилиями они открыли школу — OpenIT, где читать лекции будут практики и где есть возможность сразу начать работу в одном из проектов.
Есть 3 основных направления:
- Веб-программирование.
- Интернет-маркетинг.
- Интернет-предпринимательство.
Как говорит Алексей, миссия проекта - создать критическую массу профессионалов в интернет-индустрии, чтобы сделать продукты и услуги казахстанских интернет-компаний востребованными по всему миру.
Основная целевая аудитория проекта - граждане страны старше 16 лет, включая:
- учащихся высших учебных заведений и колледжей;
- молодых специалистов;
- тех, кто заинтересован в смене рода деятельности.
Обучение предоставляется бесплатно, но чтобы поступить кандидату необходимо пройти определенный отбор. При поступлении на курс веб-программирования нужно сдать тест, подготовленными специалистами - практиками. При поступлении на два других направления, рассматривается мотивационное письмо от каждого кандидата и видео-ролик с рассказом о себе.
По сравнению с отбором в отряд «Тальпиот» требования для поступления в Open IT в буквальном смысле совершенно простые.
Если вы хотите сделать свой вклад в IT, думаете о развитии своего старт-апа или хотите сменить род деятельности, рекомендую вам следить за проектом Open IT.
На мой субъективный взгляд из опыта работы в проектах, связанных со сферой образования, я поняла одну простую вещь. Неважно какая система образования: советская, американская, болонская или ее нет вообще, "исключительный дар отличника" в самом хорошем смысле этого слова есть только у 2% обучающихся в школах и университетах. Под этим даром я подразумеваю природную способность обучения, получения новых знаний, любопытства, научный склад ума, склонность к анализу. И как я заметила, не бывает отличников по математике или литературе. Отличник - он преуспевает во всех предметах. Почему? Потому что ему это не сложно. Этот талант у него от природы.
Всем остальным нужно учится "грести" веслами, чтобы получить такие же достижения или знания. Не знаю как вы, но я точно не из числа этих 2%, но остается надеяться, что эта потенциальная элита сможет реализоваться внутри страны, а мы со своей стороны должны сделать все от нас зависящее, чтобы они смогли это сделать.
Так что спасибо нашим IT-лидерам в Казахстане, потому что эти "первые парни на деревне" подходят к решению проблемы в стиле старт-апа.