Чем всегда отличался Том Круз, так это умением выбирать себе проекты, которые если не обеспечивали его миллионными сборами, то как минимум давали возможность продемонстрировать актерские способности, каковые у него как ни странно есть. В этом можно убедится в таких картинах как «Магнолия», «Рожденный 4 июля» и вышедший не так давно «Рок на века», где только на Тома и можно было смотреть без слез и сожаления. «Обливион» же к ним не относится громко заявляя о себе как фильм-блогбастер с вечным мальчиком Томом Крузом. Работа у него такая мир спасать.
О режиссере Джозеф Косински, когда то усыпившем зрителей тоскливым «Троном: наследие», можно сказать, что проект «Обливион» целиком и полностью его детище. Придумав концепцию в 2005, архитектор-дизайнер по профессии, вплотную подошел к созданию фильма лишь после картины «Трон», которая наглядно показала, что никакой Джозеф Косински не режиссер, пока не режиссер. «Обливион» же смотрится гораздо более целостным и менее занудным, что дает надежду на будущие проекты Джозефа.
Том Круз играет по системе Станиславского
Что касается самого фильма, то тут все совсем неоднозначно. Фильм с весьма насыщенным и нетривиальным сюжетом, вкупе с впечатляющим воплощением оставляет после себя самые противоречивые чувства. Получается эдакий оксюморон. Занимательная банальность. Каждый сюжетный ход, каждая деталь — плагиат. Это даже не реминисценции или отсылки, находить которые так нравится задротам, знатокам и критикам. Увы. И даже если это и не так и количество оригинальных выдумок автора окажется ничуть не меньше заимствованных приемов впечатление это не сильно спасает. Обиднее всего то, что фильм на том же материале и с теми же возможностями мог быть лучше, стоило лишь подправить неточности, сюжетные ляпы и еще по-оригинальничать на тему. Но нет.
Глядя фильм можно с уверенностью сказать какое кино режиссер смотрит. Вот тут «Космическая одиссея», здесь «Луна», чуточку «Матрицы» и «Дня независимости», горсть «Валл-и» и «Вспомнить все». И это далеко не полный список фильмов коим нашлось место в картине Косински, что само по себе не плохо. Плохо то, что режиссер заимствуя сюжетный поворот не затрагивает проблематику тех фантастических явлений и парадоксов считая, что само по себе упоминание той или иной темы придаст фильму глубины, но фильм поверхностен.
Чего не достает Джозефу Косински, так это рассудительности Ридли Скотта, композиции картин Кэмерона, символизма и структурности Спилберга, провокации Верхувена, оголтелости Вачовски, медийности и камерности Джонса, бесстрастности Кубрика. Вместо этого режиссер бездушно копирует других подмешивая в свой фильм откровение одно за другим, подменяя качество количеством.
Ну все, хватит о плохом.
В защиту постановщика можно сказать, что во всем остальном, кроме метафизики картины (самому смешно такое писать), «Обливион» выглядит вполне впечатляюще для весеннего блогбастера и все по тем же причинам, а именно, количеством отсылок (попадаются очень даже интересные диковинки вроде той же картины «Мир Кристины), режиссурой отдельных сцен, совершенством картинки, отлично поставленными и снятыми панорамами и горизонтами, техникой и дизайном, цветом и светом. Режиссер радует умением ставить сцену и мизансцену, и действительно впечатляет своим холодным академизмом. Первая половина фильма, в этом отношении, смотрится чуть более чем хорошо. Чего не достает, так это композиции и мысли.
По поводу технической стороны картины.
Не могу не упомянуть о том, что это действительно первый фильм декорации которого вызвали во мне бурю восторга, своей лаконичностью и высоким стилем. Так же неимоверно обрадовали спецэффекты, упоминать которые последнее дело, но здесь они действительно были лишь там где нужно, не злоупотребляя. И разумеется оператор, Клаудио Миранда, не так давно великолепно отснявший «Жизнь Пи».
«Обливион» фильм который смотрится не без интереса во многом благодаря сюжету, некой медийности (но никак не затянутости) и величию, создавая ощущение эпика, который по большому счету должен быть именно таким — красивым и пафосным. «Обливион» хорош тем, что при всех его недостатках, он не так глуп, как можно было ожидать.
6/10
Далее последуют иллюстрации оригинального графического романа Джозефа Косински