Наше государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и не финансирует их. Кроме того, в стране запрещены партии на религиозной основе. Власть не должна навязывать гражданам религиозно-нравственную проповедь. Но она равно не должна мешать людям слышать слова о Боге.
Сегодня почти в каждом ауле или населенном пункте имеется молельный дом – мечеть. На юге Казахстана не редкость две-три мечети в одном ауле. Однако новое время выдвигает другую задачу: необходимо перейти на новый уровень религиозного образования.
Поскольку, как показывает мировой опыт, действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом – религиозное просвещение. Человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов. «Для воспитания ребенка полноценным человеком, - пишет Абай в своем философском трактате, - необходимо у него пробудит интерес к познанию Бога, познанию себя, познанию мира».
Все несчастья и духовные беды человека от незнаний этих трех основ.
Религия – духовный капитал страны, поэтому Республика Казахстан хотя и сугубо светское государство, опирается на общественные ресурсы религии, активно сотрудничает с ней. По этой причине, как госслужащим, так и широкому слою населения необходимо иметь соответствующий багаж в области религиозного образования.
Для политической стабильности в стране, необходимо уничтожение ненависти, тайной вражды и нетерпимости, разделяющих людей, т.е. воспитывать молодежь в духе истинной толерантности, что во многом зависит от уровня религиозного и духовного просвещения населения.
Как гласит народная мудрость: «Как думаешь, так будешь и жить». А религия оказывает самое решительное влияние на умы и сознание людей. По этой причине, как и во всем мире, наше государство в первую очередь поддерживает традиционные религии. Развитие взаимоотношения мечети и церкви с государством и властью, усиление роли религии в общественной жизни основывается на принципах партнерства.
За годы независимости количество исламских объединений выросло с 46 до 2228. Но доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Тонкая сфера взаимоотношений государства и религий требует особого, деликатного подхода. Казахстанская модель межконфессиональных отношений основывалась и строилась, во-первых, на либеральных законодательствах, во-вторых, у нас все религии и религиозные объединения равны перед законом, в третьих, плюрализм – уважение религиозных убеждений, отличных от убеждений других.
К этому следует добавить три основных принципа казахстанской модели – это принцип нейтралитета, толерантности и паритета. А также вышеизложенный принцип партнерства.
Одним словом, в нашей стране взаимоотношения государства и религии основаны на демократических принципах.
Казахстанская модель межрелигиозного согласия и диалога – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы должны дальше развивать это направление и укрепить толерантное сознание. Для этой цели гос.органами и службами постоянно изучается религиозная ситуация в стране. В областных департаментах по делам религий и в отделах внутренней политики акиматов ведется активная работа с общественными и религиозными объединениями.
Из вышеизложенных можно заключить, знание элементарных основ религиозной культуры - требование времени, предявляемое к интеллигенции, госслужащим, а также всему народу Казахстана.
Омаров Асан Кайырбекулы,
Ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского
и аналитического центра
по вопросам религии АДР РК