kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
4

Неспортивное поведение

Автор: текст: Фархад Мынбаев, Алишер Еликбаев, фото: Канат Бейсекеев

На прошлой неделе в Астане, у подъезда собственного дома был избит руководитель и издатель журнала «Хоккей Казахстана» Максим Карташов. Это не сенсация, на спортивных журналистов в Казахстане нападают с завидной регулярностью, того же Максима бьют уже второй раз. Почему в нашей республике освещать деятельность спортивных федераций и критиковать их руководство опаснее, чем заниматься криминальными или политическими расследованиями? Почему писать о хоккее, боксе или футболе чревато для здоровья? Эти вопросы VoxPopuli задает самым известным казахстанским спортивным журналистам

Сначала мы позвонили самому Максиму Карташову в Астану.

МК: Я возвращался с хоккея, меня караулили возле дома. Там была кромешная тьма, поэтому не могу сказать, сколько их было, но около двух-трех человек. Я напрямую связываю произошедшее со своей профессиональной деятельностью. Я попросил прокуратуру проверить на причастность к факту моего избиения трех человек: президента Казахстанской федерации хоккея с шайбой Аскара Мамина, бывшего президента хоккейного клуба «Барыс» Нурлана Оразбаева и генерального менеджера сборной Казахстана по хоккею Шуми Бабаева.

VP: Я так понимаю, у вас с этими людьми есть какая-то история взаимоотношений? Они угрожали вам до этого?

МК: Не напрямую, а через приближенных к ним персон. Звучали угрозы в мой адрес и в адрес моей семьи. Угрожали физической расправой.

Леонид Юрьев, спортивный корреспондент газеты «Мегаполис»:

ЛЮ: Я не знаю ни одного спортивного журналиста, которому бы у нас не угрожали. Это общепринятое заблуждение, что спорт – это самое безопасное, мирное и доброе, о чем можно писать. То, что спорт вне политики – это бред. Достаточно посмотреть на список президентов федераций в наших видах спорта: хоккей – Аскар Мамин, футбол – Адильбек Джаксыбеков, бокс – Тимур Кулибаев, современное пятиборье – Берик Имашев, лыжные виды спорта – Умирзак Шукеев. Если пробежаться по этим фамилиям, становится сразу понятно, что политики в спорте много. Так же как денег и закулисных движений.

VP: Сколько лет вы в спортивной журналистике?

ЛЮ: 12 лет.

VP: За этот период вас били?

ЛЮ: Пытались один раз. Подошли возле работы, на ровном месте создали проблему и начали махать кулаками. Плохо, что не изучили противника, они не знали, что я занимался боксом. Техники у меня нет, но удар поставлен. Я удачно попал в лицо одному, второй подобрал его и они убежали.

VP: А с каким видом спорта это нападение было связано?

ЛЮ: Они не уточнили, я-то пишу обо всем. Но я напрямую связываю это со своей деятельностью, потому что те ребята знали, что я журналист и рекомендовали не писать о спорте. Еще был случай в середине двухтысячных, после одной из публикаций за мной начали неприкрыто следить. Поэтому я попросил редакционного водителя сопровождать меня. Я примерно догадывался, какая из моих публикаций могла вызвать такую реакцию и рассказал об этом главному редактору. Он набрал героя той публикации и предупредил о последствиях, если со мной что-то случится. На том конце провода все отрицали, но слежка странным образом исчезла.

Сергей Райлян, спортивный корреспондент газеты “Караван”

CР: Я не отделяю спортивную журналистику от обычной. Если человек пишет правду и она задевает чьи-то интересы, кому-то из сильных мира сего это не нравится, то за этим следуют угрозы. И неважно, пишет человек о футболе, политике, экономике или культуре.

VP: Но все равно, чаще всего мы слышим об избиении либо оппозиционных журналистов (Лукпан Ахмадьяров или Уларбек Байталак), либо спортивных. Причем, вторых, кажется бьют чаще. Может, потому что спорт в Казахстане все еще тесно переплетается с криминалом?

СР: Такое пересечение интересов существует, но я опять же не стал бы отделять это от других областей жизни. Спорт так же связан и с большим бизнесом, и с государством.

VP: Сколько лет вы работаете в спортивной журналистике?

СР: Давно, с 1998 года.

VP: За весь этот период вам угрожали хотя бы раз?

СР: К счастью, пока ни разу не было.

VP: С чем вы это связываете? Почему ваших коллег бьют, а вам даже не звонили?

СР: Я не знаю, может в своих статьях не затрагиваю те темы и тех людей, из-за которых меня могут побить или угрожать?

Эрик Садыков, собственный корреспондент российского издания «Спорт Экспресс» в Казахстане, редактор отдела футбола портала www.sportinfo.kz

ЭС: Зимой 2005 года, когда я был генеральным директором газеты «PROСпорт» (сильное неангажированное издание), избили нашего журналиста Гения Тулегенова за его статьи о футболе, он мне позвонил из полиции, попросил быть осторожнее. Недели через две-три мне позвонили и сказали буквально следующее: «Парень, надо бы тебе успокоиться и поменьше критиковать наш спорт. У тебя жена, дети, будут большие проблемы с семьей».

VP: Это тот период, когда федерацией руководил Рахат Алиев?

ЭС: Да!

VP: Ну, вот интересно, многие вспоминают Рахат Мухтаровича. Но его давно уже нет в стране, а спортивных журналистов продолжают бить?

ЭС: Меня это тоже удивляет. Ну не нравятся вам публикации Гения Тулегенова о футболе или Максима Карташова о хоккее, почему бы не встретиться с ними, не пообщаться, не попытаться исправить ситуацию, принять меры по следам их статей? Зачем нанимать людей, чтобы избить их? Меня эти криминальные методы не пугают, но расстраивают.

VP: Я себе плохо представляю, чтобы такие разборки могли быть, допустим, в федерации бадминтона?

ЭС: В таких видах спорта, где не так много денег, больших разборок нет!

 

Полностью посмотреть фоторепортаж вы сможете перейдя по ссылке