kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
13

Нецерковное лицо рыжего священника. О сегодняшнем концерте хора консерватории и Камераты Казахстана.

Сегодня на сцене Казахконцерта в Алматы прозвучал прекрасный и весьма редкий концерт. Студенческий хор консерватории под управлением Яна Рудковского и Камерата Казахстана под руководством Гаухар Мурзабековой исполнили весьма редкие для наших краев произведения - духовные кантаты "Magnificat" и  "Gloria" Антонио Вивальди.

Имя и музыка Вивальди на слуху даже у далеких от классической музыки людей. Его мелодии настолько популярны и узнаваемы, что не нуждаются в представлениях. В первое десятилетие сотовых телефонов они неслись из всех поголовно трубок; известность вивальдиевских "Времен года" трудно переоценить.

Этот композитор написал огромное количество произведений. В основном это - инструментальные концерты для разных инструментов, большинство - для скрипки, поскольку сам Вивальди был скрипачом-виртуозом.

Меня, как меломана всегда озадачивала одна деталь в его творческой биографии: как известно, Антонио Вивальди всю свою жизнь был священником ("рыжий священник" называют его), но при этом в его творчестве очень мало духовной, церковной музыки. Это тем более необычно, что в ту эпоху (первая половина 18 века) поголовно все композиторы писали музыку для церкви, поскольку церковь являлась крупнейшим заказчиком и основным работодателем музыкантов той эпохи. Тем более странно, что Вивальди, всю жизнь прослуживший в церкви и будучи священником - не написал не одной мессы.

Месса - центральный и крупнейший жанр музыки на протяжении веков, вплоть до 18 века, когда она уступает место опере и инструментальной музыке - симфонии, концерту, сонате. Как правило - это масштабное произведение для хора и оркестра, из 5-6 частей (по количеству основных молитв обедни - центральной католической церковной службы). Основные части мессы иногда писались композиторами и как отдельные произведения. Это - Kyrie eleison (Господи помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus et Benedictus (Cвят и Благословлен) и Agnus Dei (Агнец Божий). Мессы писали практически все, но величайшие произведения в этом жанре написаны такими композиторами, как Окегем, Дюфаи, Жоскен, Лассо, Палестрина, Монтеверди, Бибер, Бах (даже убежденный протестант Бах!), Гайдн, Моцарт, Бетховен, Гуммель, Шуберт, Россини, Брукнер, Стравинский.

Среди немногих духовных произведений Вивальди наиболее известны Magnificat, Gloria, Stabat Mater, Te Deum. Первые два исполняются наиболее часто. Будучи священником и руководителей женской консерватории (как бы мы назвали ее сейчас) в Венеции - Вивальди до конца жизни оставался весьма светским человеком, и его интересы лежали в области оперы (их у композитора более 50-ти!) и инструментальной музыки. говорят, как священник Вивальди служил обедню всего несколько раз в жизни! Вот такой типичный пример из эпохи, когда священники были композиторами, монахи - учеными, папы - безудержными любовниками, аббаты - дрались на дуэли, епископы командовали сражениями, а кардинал Ришелье танцевал сарабанду с королевой Анной Австрийской.

В Алматы я могу припомнить исполнение "Магнификата" лет около 17 назад, под управлением Абзала Мухитдинова. "Глория" примерно в тот же период была исполнена в Караганде, в Алматы ее исполнение наверняка было, но очень давно.

Magnificat - один из популярных католических текстов. Это слова, которые по преданию произнесла Богоматерь, когда получила весть от Архангела Гавриила о своем чудесном зачатии (сцена Благовещения из Евангелия от Луки, глава 1, стихи с 46-го по 55-ый) - "Величит душа моя Господа...". На слова этой молитвы так же было сочинено множество прекрасной музыки в разное время. Общий тон этого произведения, как правило, приподнятый, торжественный, ликующий.

Магнификат Вивальди, в отличие от многих других - более драматичный, минорный. Его части очень краткие, используются простейшие формы. Хоровые фрагменты перемежаются с сольными - в произведении звучат арии сопрано и контральто. Эпоха барокко - это эпоха очень кратких форм, когда каждая из частей произведения звучала в среднем около 3-х минут. В Магнификате Вивальди каждая из частей (за исключением арий) звучит, как правило, еще меньше, текст пропевается всего один раз, и это не очень характерно для того времени.

Открывается Магнификат драматичным, если не сказать - трагичным хором в соль миноре, где реплика теноров в хоре поднимается в самый высокий, почти кричащий, рыдающий регистр регистр.

Gloria - одна из самых больших молитв католической церкви, как правило составляющая вторую часть месс. Она начинается со слов "Слава в высших Богу, на земле мир и в человеках благоволение". Понятно, что музыка этого произведения как правило очень радостная и торжественная. Следуя за текстом, в середине произведения, как правило, используются минорные тона и общее ощущение радости спадает, уступая место сумрачной грусти, но в последней трети произведения всегда возвращается торжественное настроение и заканчивается все торжествующим финалом.

Оба произведения у Вивальди заканчиваются фугами - полифоническими разделами широкого дыхания. Это традиция, в которой он стал одним из зачинателей, позже это превратится в принцип "фуга как функция финала" у Гайдна и станет устойчивой практикой завершения больших развернутых разделов в духовной музыке у многих композиторов.

Как я уже сказал, сегодняшний концерт прозвучал в исполнении прославленных коллективов - ансамбля "Камерата Казахстана" и студенческого хора Казахской национальной консерватории. За дирижерским пультом стоял Ян Рудковский.

Нужно помнить, что Ян - в первую очередь хоровой дирижёр, и случай управлять оркестром и хором выпадает не так часто. Однако, конечно же, он прекрасно справился с задачей: мягкие ауфтакты, спокойное и уверенное владение коллективом и музыкальным материалом, сосредоточенность и полное погружение - вот то, что мы увидели сегодня в его работе.

Конечно, можно поспорить о темпах и нюансировке: первый номер Magnificat мы привыкли слышать более трагичным, срывающимся на крик, но сегодня дирижер внес в него печаль и тоску, сделал мягче, лиричнее. Весьма сложную задачу поставил дирижер перед солистами и в Sicut locutus - темп был взят весьма бойкий, и я боялся, что солисты не справятся. Молодцы, справились. Одним словом, о темпах и нюансировке можно спорить - это дело вкуса, и в данном случае - дело прочтения произведения дирижером. На мой вкус - получилось здорово, свежо, непривычно.

Соответственно, нужно отметить звучание хора. Хорошая сбалансированность, особенно в мужских партиях, владение нюансами: отчетливое и хорошо прослушиваемое пиано (чего нелегко добиться, когда поют шестьдесят человек), динамическая выверенность между голосами (тоже очень важный фактор, особенно для полифонической музыки, когда нужно вычленять отдельные голоса, ведущие тему или наиболее выразительную фразу).  Я, честно говоря, не ожидал такой работы от студенческого хора. Прозвучали на очень хорошем уровне, с горящими глазами, при всем желании придраться было бы не к чему.

Если говорить об оркестре, здесь тоже одни слова похвалы: Камерата - старый и прославленный коллектив, они не могут играть плохо. Единственный момент, который хотелось бы отметить - на мой взгляд, состав хора и оркестра не соответствовал друг другу - масса хора не давала быть выпуклым инструментальной партии. Ну и меня немного разочаровала труба - ее ожидаемое звучание в крайних частях Gloria, особенно в заключительной фуге, было весьма блеклым и ординарным. Полагаю, это связано с боязнью невыиграть острые моменты - ведь барочная труба - это настоящая натуральная труба-кларино, придающая неповторимый аромат произведениям галантного века, ее виртуозное серебро вносит торжество, слепит светом, яростно прорезает реальность. Этого мне сегодня не хватило. Надо было поставить трубу и всю духовую группу вперед, а не прятать в глубине.

Существует несколько редакций (вариантов) вивальдиевского Магнификата. Наиболее привычная - с большим количеством сольных арий, но сегодня мы услышали другую, с несколькими ансамблевыми сольными номерами. К сожалению, не могу перечислить солистов по именам, они не указаны в программе. Солисты весьма неплохо справились с непривычным репертуаром барокко; конечно, их голоса - это голоса итальянской оперы, Верди и русского романса, но такая уж у нас вокальная школа. Тембр и звукоизвлечение хороши для одного репертуара, но не очень подходят для другого. Барочный вокал - более стальной, чистый, менее легатированный, чем вокал романтизма, который мы сегодня слушали. Солистов можно только похвалить за участие в этом проекте - они получили нечастый опыт исполнения барочной музыки. Их волнение и искреннее старание в зале хорошо чувствовалось, и совсем незаметны были грехи - несвоевременные вступления и пара непопаданий в каденции. Нужно отметить, что в Gloria у солистов была возможность петь больше, широко и с наслаждением. В этой кантате их голоса выглядели более выпукло и ярко (впрочем, сама Gloria по сравнению с Magnificat - произведение более масштабное, развернутое, с бОльшими возможностями для музыкантов).

Конечно, здорово было бы услышать эти произведения под старыми сводами и в помещении с более яркой и гулкой аккустикой. Ватный квадрат Казахконцерта гасил многие прекрасные нюансы и не дал звучать многим поистине блестящим местам. Барочное нон легато вязло и цеплялось за стены этого зала, вокал не мог до конца прорезать толщу зала и отразиться от стен. Надеюсь, мы услышим эти произведения в более подходящем помещении.

Я очень люблю музыку барокко и особенно вокальную, хоровую музыку той эпохи. Музыка той эпохи - воплощение чистой творческой абстракции, объективнейшее из искусств, и наиболее чисто это выразилось в духовных произведениях композиторов той эпохи - поскольку понимание категории божественного как абсолютной истины, абсолютной абстракции и абсолютной объективности в 18 веке напрямую отразилось в искусстве в целом, и в том числе - в музыке.

Мы крайне редко слышим ее в Алматы, а потому сегодняшний концерт - по-настоящему большое событие для нашей культурной жизни, за что хочется выразить огромную благодарность организаторам, музыкантам на сцене и всем пришедшим в этот вечер в зал.