Покинув стильные нулевые, команда Popcorn посвящает месяц май старым, добрым 90-м, когда все выживали смотрели, что могли. В качестве кино-представителя этого десятилетия, я решила выбрать фильм, который, наверняка, смотрели все, чье отрочество пришлось на время видиков, чупа-чупсов и роликовых коньков.
Приправив поднадоевшие сюжеты с окровавленными подростками и маньяками-убийцами здоровой долей сарказма и самоиронии, фильм «Крик», вышедший в 1996 году, буквально возродил моду на молодежные слэшеры, и вознес жанр на новый, посвежевший уровень.
Фильм дал старт целой веренице похожих кинолент. Но во всех последующих «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Городских легендах» упор делался на мистический пафос, насилие и литры крови, и ни один фильм после не достиг того уровня развеселого стёба, от которого распирает «Крик».
Первые 10 минут фильма, его пролог и завязка, в которой блестяще отыграла Дрю Бэрримор, задают настроение и темп всему фильму, и по этим нескольким минутам можно понять, чего ожидать от творения Уэса Крэйвена. Эпизод кричит - будет динамика, будет интрига, будет насилие и при всем этом, будет весело!
Кейси собирается посмотреть дома пару ужастиков, как вдруг раздается телефонный звонок. На том конце провода – незнакомец, который мило начинает непринужденную беседу. Но пару минут спустя выясняется, на проводе – маньяк, который наблюдает за девушкой, пугает ее внезапными звонками в дверь, демонстрирует связанного парня Кейси, и, в конце концов, предлагает поиграть в небольшую киновикторину, темой которой, естественно, являются фильмы ужасов. Если героиня правильно ответит на все вопросы, то маньяк, так уж и быть, отпустит её парня и не тронет саму Кейси.
Естественно, все заканчивается резней. Но в этом небольшом отрывке создатели фильма намешали такой коктейль эмоций и событий, что его можно пересматривать, как пособие на тему «как заставить зрителя нервно хихикать и глубоко сопереживать героине за 10 минут».
Как еще реагировать, когда Кейси сначала в панике мечется по дому, закрывая все замки, а потом в тихой истерике хватает с телевизора ручку (!), в качестве оружия против маньяка. Или когда она в надежде на спасение тихой мышкой крадется вдоль дома, и ее застает врасплох убийца, которого зритель впервые видит на экране, и на этом пугающем преследователе, надето не что иное, как дурацкая маска!
Продолжим тем, что фильм содержит запредельное количество отсылок и аллюзий на классические фильмы ужасов. То, что смотрят и обсуждают персонажи, многие фразочки, а то и целые сценки обыгрывают киноленты прошлых лет. Видно, что Уэс Крэйвен и Кевин Уильямсон, создатели «Крика», с одной стороны с любовью и ностальгией хотят отдать дань «ужастикам» 70-х и 80-х, но с другой стороны, и постебаться над ними не прочь. Благо, стандартные сюжетные повороты данных фильмов это сделать позволяют. Но штампы они высмеивают по-доброму, и щелкнув по носу какой-нибудь стереотип, тут же вводят его в свой собственный фильм.
Например, героиня Сидни разносит в пух и прах сюжеты «банальных» молодежных ужастиков, в которых грудастая героиня, при подозрительных шорохах, каждый раз бежит вглубь дома, вместо того, чтобы просто выйти на улицу, но при наступлении опасности, теперь уже самой Сидни приходится бежать к себе в спальню, вглубь дома.
Рэнди , которого друзья бросили дома за просмотром фильма «Хеллоуин», в пьяном угаре советует персонажу Джейми Ли Кертис, к которой подкрадывается маньяк - «Посмотри назад, Джейми! Обернись! Он сзади тебя!», в то время как за спиной самого подростка появляется убийца. Все это, с помощью камеры, наблюдают другие персонажи, которые неистово начинают орать в монитор, уже советуя Рэнди - «Сзади! Обернись!». Изюминки в эту и без того комичную ситуацию добавляет то, что актера, сыгравшего Рэнди также зовут Джейми.
А чего стоит камео самого Уэса Крэйвена, скромно примерившего на себя роль уборщика в школе. Появиться в кадре режиссер решил ни в чем ином, как в свитере своего другого знаменитого детища – Фредди Крюгера.
И подобными ситуациями наполнен весь фильм. Но нет, это не сборник пародий на штампы и высмеивание стереотипов, как может показаться сначала. «Крик» - очень динамичный слэшер, в котором концентрация смертей, погонь и преследований зашкаливает. Но главной отличительной чертой, которая возносит «Крик» над другими похожими фильмами-клонами, является сюжет. Продуманный, интригующий сюжет, в рамках которого уживаются все диалоги, нелепые смерти, второстепенные истории и мотивация маньяка-убийцы.
Также хотелось бы отметить отличный, атмосферный саундтрек. Советую всем просто взять и послушать все песни к фильму, получится эклектичная подборка от задиристой «Youth of America» до меланхоличной «Don't Fear the Reaper»
Помимо стеба, реверансов в сторону «старых, добрых», музыки и отличного твиста в конце, фильм может похвастаться еще и идеальным кастингом. Все персонажи – яркие, запоминающиеся, особенные. И хотя в фильме нет звезд первой величины, помимо уже упомянутой Дрю Бэрримор и «дружелюбной» Кортни Кокс, каждый представитель актерской братии идеально воплощает своего героя/героиню. Чего стоит одна нагловатая блондинка Татум в исполнении по жизни готичной Роуз МакГоун.
Конечно, сейчас таким фильмом, как «Крик» не удивишь прожженных ценителей хоррора, где теперь властвуют паранормальные явления, бабадуки, и прочие японские девочки. Да «Крик» и не претендует на роль леденящей кровь истории, и, являясь по сути молодежным слэшером, имеет в запасе некоторые элементы триллера и черной комедии, с кучей бутафорской крови, маньяком-убийцей в наркоманской маске, и здоровой долей интриги. Этот фильм отдает дань тем «детским» страшилкам, которые были так популярны раньше, и где главным источником бедствий всегда был и остается человек, а не загадочная сверхъестественная сущность.
Ранее в рубрике:
"Святые из Бундока/The Boondock Saints" (1999)
«Карты, деньги, два ствола / Lock, Stock and Two Smoking Barrels» (1998)