Продолжая вспоминать кинематограф 80-х годов прошлого столетия, нельзя не упомянуть одно имя, а именно Стивена Спилберга. Спилберг в 80-х был в ударе, как никогда, для начала он запустил серию фильмов об Индиане Джонсе, затем снял бессмертного "Инопланетянина", а после создал фильм, заработавший 11 номинаций на "Оскар". Сейчас однако хочется поговорить о другом, менее раскрученном проекте знаменитого режиссёра, о фильме "Империя Солнца" (1987), где одну из первых главных ролей в своей карьере исполнил Кристиан Бэйл.
На дворе 1941 год, а семья юного англичанина Джима Грэма (Кристиан Бэйл) по-прежнему находится в Китае, до конца не веря, что японские войска вторгнутся в Шанхай. Это, однако, случается, город охватывает безумие, в ходе которого Джим теряет своих родителей и остаётся один на один с оккупированной страной.
Вскоре он знакомится с человеком по имени Бэйзи (Джон Малкович), с которым начинает вместе путешествовать, пока они не оказываются в лагере для пленных. Здесь мальчик, воспитанный в богатой семье дипломата, должен научиться выживать по-взрослому, борясь за еду и одежду, терпя унижения и отсутствие какой-либо заботы со стороны.
В этой картине Стивен Спилберг едва ли не впервые в своей карьере отошёл от развлекательного кино, создав по-настоящему драматическую ленту об ужасах войны глазами ребёнка, пусть и в свойственной ему манере. Самое главное, чего добился постановщик, это абстракция от американских стереотипов о том, что японцы - сущее зло на Земле. Недаром в лагере за забором обитает практически идентичный Джиму японский мальчик, также мечтающий о полёте высоко в небе и не до конца понимающий, почему он должен убивать других людей. Кроме того Джим проникается культурой "врага", изучает их язык, отдаёт честь лётчикам, поёт японские песни, как бы отчасти понимая, что дома у него теперь нет, да и в Англии он толком и не жил. В один из важнейших моментов картины, мальчик, желавший ранее стать американцем, понимает, что те же японцы ему ближе по духу, потому как они своих не бросают, как то делают представители западного мира.
В фильме продемонстрирован не просто процесс приспособления юного человека к нелёгким условиям жизни, но и становление мужчины. Если в самом начале картины Джим сломя голову бежит за игрушечным самолётом, не осознавая своей легкомысленности, то теперь он понимает, что детство закончилось, и пара ботинок всяко важнее игрушек. Постепенно он взваливает на себя помощь нуждающимся в лагере, умело применяя природную смекалку. В один прекрасный момент мы уже видим Джима, юного внешне, но уже с мудреными тяжёлым опытом жизни глазами.
Эмоционально-повествовательный план дополняет техническое изящество картины, которое даёт эффект действительно масштабного кино. Спилберг и его команда тщательно подошли к этому вопросу. Часть фильма снимали в Китае, некоторые модели самолётов являются оригинальными аппаратами тех времён, в массовке участвовало несколько тысяч человек, а графика сводилась к минимуму. Оператор Аллен Давио, уже работавший со Спилбергом ранее, проделал внушительную работу, как в масштабных сценах, так и в деталях и крупных планах, которые блистательно отыгрывал совсем ещё юный Кристиан Бэйл.
Безусловно, фильм немного наивен, в нём нет места истинной жестокости и кровавости войны, но самая её суть о том, что зачастую страдают ни в чём неповинные дети передана, и сделано это в очень элегантной форме, что позволяет назвать ленту "Империя Солнца" одной из самых ярких в своей эпохе.
Ранее в рубрике: