Yvision.kz
kk
Разное
399 780 постов43 подписчика
Всяко-разно
4
03:55, 22 марта 2017

Наши мертвые, как часовые, или о блокпостах в степи.

Будучи у родственников в ауле, я сделал неосторожное замечание хозяевам, что таз под рукомойником, это очень неудобно. Пробили бы стену и кусок трубы приделали, говорю им, делов то! Хозяин, улыбаясь, отмолчался и засобирался на улицу.
На дворе стоял старенький “Москвич”. В его багажник, люди грузили мешки с песком. Спрашиваю - строить что то собрались? - Мазар строим, ответили мне. - А как же цемент, кирпич, воду, инструмент? - Да есть же машина, потихоньку перевезем. Мне стало неловко, люди на святое дело собрались, а я им про канализацию объясняю.
Испокон веков, казахи строили памятники усопшим родичам. Традиция эта корнями своими уходит в глубину веков. Самый старый, на сегодняшний день,исследованный памятник - Кара-Жартас, относится к Бегазы-Дандыбаевской культуре и датируется 14-12 вв. до н.э. Знаменитые иссыкские курганы несколько моложе и датируются 6-5 вв.до н.э. Разные по масштабам, конструкции и качеству исполнения, произведения ритуальной архитектуры стоят по всей степи. 
Каким бы не был достаток казаха, он приложит все силы и ресурсы, чтобы могила предка не затерялась. Мой дед, по рассказам отца,уже смертельно болея, сам себе готовил могильный камень, высекая арабскими буквами свое имя. 
Не исчезла, эта черта народа и в наши дни. Мой знакомый литовец признавался, что самое сильное впечатление на него в Алматы произвело кладбище Кенсай. Это уже настоящий город мертвых. 
Как то на похоронах, один дяденька в дорогой шапке, с торжественно-умным видом объяснял, что надо о живых заботиться, а не о мертвых. Зачем, спрашивал он тратить деньги на могилы, когда многим живым жить негде? Учитывая ситуацию, я не стал спорить, а про себя подумал: Да от тебя, ни живым, ни мертвым пользы нет.
Ни хлебом единым жив человек. Мои неграмотные сородичи знают, душой чувствуют то, чего он не поймет, даже если семи пядей во лбу будет.
Всякий народ, это не просто группа людей, большая или маленькая, объединенная общим языком, менталитетом, историей, формой хозяйствования и так далее. Народ, это невидимая конструкция от земли до небес. На разных ярусах, разные обитатели. Есть свой ангел у каждого народа. Когда он покидает народ, народ исчезает. Есть святые, которые молятся на небе за свой народ. И есть сонм ушедших соплеменников, незримо обитающих рядом с нами. 
Каждый народ, каким то образом, обозначает границы своей земли. Это и топонимика, и поселения и пограничные заставы. В степи границы не были столь четкими, как у земледельцев, но понятие своей земли было. Земля народа там, где лежат, до Дня ушедшие соплеменники. Их невидимое присутствие, становится условно зримым благодаря построенным над ними памятниками.
Наши мертвые никуда не ушли. Они молятся за своих потомков. И охраняют их землю. Блокпосты в степи.


4