Нагорная проповедь vs. Моральный кодекс строителя коммунизма. Откуда у кого ноги растут.
Путин как-то назвал Моральный кодекс строителя коммунизма "жалкой копией Библии". Для интереса я решил сравнить текст Нагорной проповеди с текстом Морального кодекса строителя коммунизма.
Моральный кодекс строителя коммунизма. В скобочках мои комментарии.
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. (преданность идеологии)
- Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. (одобрение труда)
- Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. (коллективизм, благо социума)
- Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. (гражданское сознание, защита интересов социума)
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. (взаимопомощь)
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. (этика отношений)
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. (моральные стандарты личности)
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. (семейная этика)
- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. (порицание неприемлемого поведения)
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. (толерантность)
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. (защита идеологии)
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. (выделение своих - хорошее отношение к рабочему классу).
Нагорная проповедь. Мои комментарии.
Глава 5.
Строки 1-16 - вступление, очерчивание целевой аудитории данной проповеди (блаженны чистые сердцем, блаженные милостивые и т.д.).
Строки 17-20 - дисклеймер, ссылка на ранних пророков ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить").
Строки 21-26 - порицание гнева, расширение Моисеева закона (плохо не только убивать, но и желать смерти)
Строки 27-32 - порицание прелюбодения, расширение Моисеева закона (плохо не только прелюбодействовать, но даже "смотреть с вожделением")
Строки 33-37 - порицание клятв
Строки 38-42 - не противься злому, просящему дай. (тут уже идет вразрез с Моисеевым законом - вместо "око за око" "подставь вторую щеку")
Строки 43-47 - любить нужно всех, и врагов тоже (тоже вразрез с Моисеем)
Строка 48 - "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный."(подытоживание плюс установление высокой личностной планки)
Глава 6
Строки 1-4 - милостыня должна быть не напоказ (порицание показушности)
Строки 5-13 - как нужно молиться, текст молитвы (в том числе порицание показушности)
Строки 14-15 - нужно прощать, как прощает Бог (стремление к совершенству)
Строки 16-18 - не нужно поститься напоказ (порицание показушности)
Строки 19-21 - "не собирайте сокровищ себе на земле" (порицание мещанской психологии)
Строки 22-23 - о важности чистоты помыслов
Строки 24-34 - никто не может служить двум господам (защита идеологии)
Глава 7.
Строки 1-5 - "не судите да не судимы будете" (категорический императив, этика отношений)
Строка 6 - "не мечите бисер перед свиньями" (выделение своих, умение работать с разной аудиторией)
Строка 7-11 - "просите, и дано будет вам" (взаимопомощь)
Строка 12 - категорический императив (этика взаимоотношений)
Строки 13-14 - не ведитесь на мейнстрим, ищите свой путь ("входите тесными вратами") (философия жизни)
Строки 15-23 - берегитесь лжепророков (защита идеологии)
Строки 24-27 - притча о благоразумном строителе (важность идеологии)
Строки 28-29 - конец Нагорной проповеди.
Анализ:
Теперь вернемся к пунктам Морального кодекса строителя коммунизма и посмотрим, есть или аналоги в Нагорной проповеди.
1. Есть аналоги: не служить двум господам, опасаться лжепророков.
2. Аналога нет.
3. Аналога нет.
4. Аналога нет.
5. Есть аналог: просите и дано будет вам.
6. Есть аналог: любить нужно всех.
7. Есть аналог: много в Главе 5.
8. Есть аналог: не прелюбодействуй, не разводись
9. Есть аналог: не молись напоказ, не давай милостыню напоказ
10. Есть аналог: любить нужно всех
11. Есть аналог: никто не может служить двум господам.
12. Спорный пункт. С одной стороны что Нагорная проповедь не делает различия между категориями людей, а тут именно трудящиеся. С другой стороны, есть пункт о свиньях и бисере. Думаю, совокупно можно считать, что есть аналог.
Таким образом, из 12-ти пунктов Морального кодекса строителя коммунизма в Нагорной проповеди есть аналоги 9-ти, что статистически значимо.
Три пункта, которым на мой взгляд нет аналогов: идеология труда, коллективизм и гражданская сознательность. Имхо, это достаточно важные пункты, особенно идеология труда.
В целом, наверное я соглашусь, что Нагорная проповедь сильно повлияла на Кодекс, и что многие вещи там написаны сильнее и красивее. Но специфика официальных документов такова, что они должны быть сухими, безэмоциональными и сжатыми. Я считаю, что в наше время что-то подобное Морального кодекса строителя коммунизма тоже должно существовать.