Yvision.kz
kk
Разное
399 781 постов43 подписчика
Всяко-разно
-5
01:26, 31 марта 2017

Маленький шаг компании SpaceX

"Все виды транспорта, которые мы используем, будь то самолеты, поезда, машины, велосипеды, лошади, все они — многоразового применения, все — кроме ракет. И мы обязаны решить эту проблему, чтобы стать по-настоящему космической цивилизацией."

Эшли Вэнс "Элон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее"

Сегодня ночью на космодроме на мысе Канаверал состоялся успешный старт ракеты-носителя Falcon-9 со спутником связи SES-10 на борту. SpaceX впервые применила для запуска люксембургского спутника первую ступень, которая использовалась ранее в составе ракеты, запустившей к МКС грузовой корабль Dragon 8 апреля 2016 года в рамках миссии CRS-8. Первая ступень ракеты Falcon-9  вернулась на Землю и совершила повторную мягкую посадку на плавучую морскую платформу-дрон ACDS под названием "Of Course I Still Love You" (OCISLY) - "Конечно, я все еще люблю тебя". Таким образом, ракета Falcon-9 стала первым орбитальным кораблем с многоразовой первой ступенью. Компания SpaceX вела прямую трансляцию со своего сайта об этом событии.


На русском языке комментарий об этом запуске вела группа Alpha Centauri.

Глава компании SpaceX, миллиардер Элон Маск назвал первый успешный повторный полет и посадку Falcon 9 "революцией в космической индустрии". "Это был невероятный день, впервые первая ступень успешно запустила ракету и успешно вернулась повторно на морскую платформу, это потрясающий день для всей космической индустрии, для  SpaceX в частности. Это огромная революция в космических полетах: когда вы можете повторно использовать первую ступень ускорителя, самую дорогую часть ракеты-носителя", заявил Маск в прямом эфире.

Длительному циклу подготовки спутника к запуску предшествовали статические огневые испытания ракеты-носителя Falcon-9, которые были успешно завершены 27 марта на исторической стартовой площадке LC-39. Сама подготовка первой ступени к повторному запуску заняла несколько месяцев, но пока маловероятно, что ее будут использовать в третий раз. Ранее представители SpaceX утверждали, что пока Falcon 9 в в своей нынешней версии не способна совершать большое количество повторных полетов. Для этого к концу года компания готовит модернизированную версию Falcon 9 под названием Block-5, которая как полагают в компании,  уже сможет взлетать более десяти раз, что позволит сократить процесс подготовки к повторному запуску до нескольких дней. Одной из особенностей нынешней посадки на морскую платформу-дрон стало использование роботизированной тележки, которую называют Roomba, а иногда и Optimus Prime.

Стремление компании SpaceX использовать многоразовую ступень, а также автоматизировать многие производственные процессы связаны с проводимой ею экономической политикой. Компания пока не является публичной и о ее финансовых показателях и планах мало что известно. Но в опубликованной в начале января 2017 года статье в газете The Wall Street Journal небезызвестным критиком государственно-частной политики США Энди Паштором, завеса неизвестности слегка приоткрывается, при чем со ссылкой на свои неназванные источники.

Согласно данным издания, в 2013 году выручка компании SpaceX составила $680 млн, в 2014 — $1 млрд, после чего доходы компании упали на 6%, до $945 млн. По мнению авторов статьи, это связано с аварией ракеты Falcon 9 по доставке полезного груза для МКС, из-за которой были приостановлены полёты и в итоге компания совершила только шесть запусков за год вместо 12 запланированных.

При этом вплоть до 2014 года компания  показывала небольшую операционную прибыль, однако затем в 2015 году был зафиксирован операционный убыток в $260 млн. Основную долю выручки в 2016 году SpaceX в размере $1, 8 млрд, должны были принести заказы NASA в 775 млн, а ещё $115 млн — от Минобороны США.  И при этом операционная прибыль за год должна была составить около $55 млн., хотя фактические результаты за 2016 год  неизвестны до сих пор,  не считая того, что компания убрала со своего сайта заявление о прибыльности.  Не выполненный компанией годовой план, не остановил ее намерение увеличить в 2017 году количество запусков до 27,  хотя до этого их общее количество не превышало восьми. Основной причиной срыва планов в 2016 году указывается взрыв Falcon 9 на стартовой площадке во время девятого запуска. В 2019 году SpaceX намечено совершить 52 запуска — по одному в неделю.


И хотя WSJ не раскрывает данные по себестоимости, становится понятно насколько важен для компании Space X нынешний запуск многоразовой ступени. Если SpaceX выполнит намеченные планы на 2017 год и при этом будет использовать многоразовые ступени, то у компании есть неплохой шанс вновь стать прибыльной. Вряд ли она достигнет показателя в $11-12 млн за запуск в этом году, но если снизит затраты хотя бы на треть, это уже будет неплохо.

Из этих и других опубликованных данных понятно, что большая часть доходов компании направляется на R&D, при этом операционная прибыль минимизируется. То есть доходы компании направлены на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР; англ. Research and Development, R&D) для практического применения при создании нового изделия и разработку технологии. Представляется, что общая закладываемая прибыль компанией SpaceX, которая по мнению аналитиков из Jefferies International LLC составляет 40%, в реальности представляет намного большую цифру.

По большей части это связано с особенностями прогрессивной шкалы налогообложения для корпораций в США. Компания SpaceX при превышении дохода $335 тыс. будет платить 34%, а прогрессивные ставки подоходного налога для семейных пар при доходе от $140 - 250 тыс. составят 36 %, если превысят $250 тыс., то уже 39, 6 %.

Отсюда понятно, что любая высокотехнологичная компания будет стремится увеличить затраты, размещая капиталовложения в основные фонды, что в будущем повлияет на IPO при выходе на рынок. И не абы какие, а с высокой долей автоматизации и роботизации, с целью исключить ручной труд.
Многоразовые ракеты-носители помимо того, что исключает повторные материальные затраты на создание 1-й ступени, требуют гораздо меньшего труда на восстановление ее работоспособности квалифицированным персоналом, что снижает выплаты подоходного и других налогов. Не удивительно, что создавать различные морские платформы-дроны, роботы Roomba, внедрять аддитивные технологии производства ракетных двигателей и роботизированные системы сборки ракет гораздо выгоднее, чем просто нанимать квалифицированных работников.
Становится понятным и то, почему компания SES, крупнейший клиент SpaceX по количеству заказанных ракет-носителей, ставшая первым покупателем многоразовой Falcon 9 потребовала снизить цену на нее – как минимум в первый раз – до $30 млн.
В любом случае SpaceX, при оценочной себестоимости одного полета многоразовой РН $11, 0 млн (при 15-ти кратном использовании) не останется внакладе. Как сообщали представители компании, выход на IPO будет происходить к моменту готовности к первым полетам к Марсу или позднее. Вполне очевидно, что к тому времени финансовая отчетность компании будет выглядеть более привлекательно для потенциальных инвесторов, а основные работы по R&D будут завершены.

Каким образом SpaceX намерена этого добиться?

Как я и предполагал ранее, по данным WSJ, SpaceX планирует заработать средства не на коммерческих запусках, а на информационных услугах- глобальном интернете с помощью спутников. Предполагается, что к 2025 году создаваемой спутниковой сетью будет охвачено  более 40 млн человек, а в целом этот проект принесёт более $30 млрд выручки и около $15-20 млрд операционной прибыли в год.

Но пока на счетах компании к концу 2015 года значилось около $1,3 млрд, в том числе, полученных за счёт инвестиций компаний Alphabet и Fidelity, что как представляется, оказалось вполне достаточным для реализации текущих планов.

Ну что же...Давно ожидаемый, теперь уже можно сказать, исторический  повторный запуск состоялся и по всей вероятности, многие космические национальные компании будут вынуждены считаться с этим фактом и пересмотреть свои программы.

А нам остается пожелать успехов компании Элона Маска.

UPD: Видео повторной мягкой посадки на плавучую морскую платформу-дрон ACDS под названием "Of Course I Still Love You" (OCISLY) - "Конечно, я все еще люблю тебя"

-5
689
1