– С чем связана задержка внедрения сети широкополосного доступа в Интернет по стандарту 4G? О её скором внедрении на самом высоком уровне говорили ещё в 2009 году.
– Дело в том, что в мире пока нет опыта удачного инвестирования в 4G. По-моему, связь четвёртого поколения активно развивают только в США, где возник мощный спрос на эти услуги. На мой взгляд, в Казахстане для её внедрения операторам, наверное, придётся создать единую инфраструктуру, а после совместно эксплуатировать её, конкурируя между собой за счёт более интересных маркетинговых программ. Кроме того, в США для 4G используется диапазон 700 МГц. С точки зрения проникновения этот частотный спектр наиболее оптимален. Проблема заключается в том, что у нас он сейчас занят аналоговым телевидением. Для того чтобы освободить этот спектр, необходимо внедрить систему цифрового телевидения, перевести все телеприёмники на цифровой сигнал. Другой вариант – убедить людей если не поменять телеприёмники, то хотя бы купить приставку, которая преобразует цифровое телевидение в стандартный аналоговый сигнал.
Эта работа не одного года, но она идёт. На самом деле уже развёрнута спутниковая часть, теперь будет разворачиваться наземная вещательная система. Думаю, что уже в этом году ряд населённых пунктов начнут работать в двойном аналогово-цифровом режиме. И я ожидаю, что до конца года «Казахтелеком» всё-таки запустит в Алматы и Астане сети 4G в коммерческом режиме, со скоростями до 100 Мегабит/с до базовой станции.
Что приходит в голову в связи с такими заявлениями?
Вот такая вот идея - "Казахтелекому" (или его дочке) монополию на 4G, а остальным операторам только роль MVNO. Это не обязательно худший вариант из возможных, а если смотреть только на технологии, то, быть может, и лучший. Но, как известно, дьявол кроется в деталях, в частности, многое зависит от конкретики реализации такого проекта - будут ли условия подключения участников рынка к "оптовой сети" LTE равными, прозрачными, неэксклюзивными. В любом случае, пока оператор - монополист, его мало что стимулирует к активности на рынке. Ведь у клиентов монополиста нет альтернативы.
Другое дело, если вначале раздать/продать частоты участникам рынка, а затем они, если посчитают это целесообразным, могли бы объединить эти частоты в единый пул, создать совместное предприятие, например, которое бы и занималось развитием сети LTE в интересах участников проекта. Или не стали бы создавать такой совместный бизнес.