kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
1

Лебединая песня купонных сервисов?

После громкого падения Groupon – пращура всех локальных «группонов», сообщество затаилось в ожидании. Ожидается ли транслирование тенденций на отечественный рынок?

Как известно, скидочный сервис Groupon – икона в т.ч. и отечественных «группонщиков» был запущен в ноябре 2008 года и вышел на биржу в ноябре 2011 года, когда был проведен один из крупнейших IPO среди интернет-компаний США. На первых торгах бумаги компании подорожали сразу на 40 процентов, однако позже акции упали почти на 77 процентов.

В 2011 году чистый убыток компании составил 350 миллионов долларов. В 2012 году компании также не удалось получить прибыль. В последнее время компания, пытаясь исправить положение, занялась прямыми продажами продуктов и услуг своим клиентам.

А между тем, после неважных показателей, Groupon опять трясет – и вот уже Эндрю Мейсон, сам отец-основатель сервиса, уволен советом директоров с должности главы компании.

Игорь Ашманов, математик, программист, специалист в области искусственного интеллекта и один из отцов-основателей Рунета, генеральный директор «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика», рассказал «Российской газете», как изменился Интернет в 2012 году и чего пользователям ждать в 2013. Более подробно о его предсказаниях можно прочитать в этой статье. В частности, применительно к купонным сервисам Ашманов говорит, что «начался закат купонных, групповых и подобных им сервисов, построенных на чистой жадности».

В тоже время отечественные группонщики весьма ревностно относятся к любым проявлениям подобной «крамолы». И чего греха таить, пока имеют на это право. Например, по данным холдинга Chocofamily, объем рынка в 2012 году был более $11 млн за три месяца этого года около $4 млн. При этом, как отмечает газета «Курсив», объем казахстанского рынка скидочных сайтов в 2012 году составил более $11 млн, что в 7 раз больше предыдущего года. В 2013 году эксперты прогнозируют увеличение рынка до $20 млн. При этом, по словам директора холдинга Chocofamily, Рамиля Мухоряпова, Сhocolife.me занял более 52% рынка по итогам 2012 года. По его оценкам, которые цитирует газета «Курсив», рынок может вырасти до $25-$30 млн в ближайшие два три года.

Заметьте, что г-н Мухаряпов в своих прогнозах дает пищу для размышления. Если в 2013 году объем рынка может достигнуть $20 млн, то последующие три года принесут рынку купонных сервисов по его оценкам от 5 до 10 млн. Т.е. налицо замедление рынка купонных сервисов. На фоне резкого роста Казнета почти во всех сегментах – это, видимо, констатация факта, что рынок достигает своего насыщения. Видимо, как часть диверсификации бизнеса холдинг запустил ресурс Chocomart.kz.

Пищевая цепочка

Пища для купонных сервисов – это товары или услуги с высокой надбавленной стоимостью (так называемый высокомаржинальный бизнес). Это почти постулат, иначе как можно объяснить 50% или даже 70% скидку на товар или услугу? Если это идет в разрез с доходностью сервиса, то в утешение напрашивается «Закон больших чисел», который в данной интерпретации имеет слабое отношение к чистой математике, и звучит, например, так: «бОльшее количество клиентов генерирует бОльшее количество доходов» (прямо или опосредованно). Читать далее.