kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
3

Куда приводят мечты

Изображение с сайта bloomberg.com

Сегодня вряд ли удивишь кого признанием того, что сегодняшние начинающие предприниматели видит свой жизненный путь к успеху в том, чтобы создать суперпопулярный сетевой сервис желательно с парой сотен миллионов пользователей. На их почтовые ящики валятся предложения принять участие в различных стартап-семинарах в области it-технологий в расчете, что найдется очередной цукерберг местного пошиба. И хотя большинство стартапов на территории стран бывшего СНГ действительно реализуется в сфере информационных технологий, тем не менее это скорее свидетельствует об отставании в этой области, учитывая что в постиндустриальном американском обществе пик интенсивного роста даткомов пришелся на начало 2000-х.

Элон Маск с его космической капсулой Dragon. Фото: AP

Тем не менее, практически все сегодняшние молодые миллиардеры, имена которых звучат в современных тусовках, в прошлом программисты : Сергей Брин (Google), Дрю Хьюстон (DropBox), Кевин Систром (Instagram) Питер Тиль (PayPal),  и, конечно же, Марк Цукерберг с его сетью Facebook. Однако и среди оставшихся "вне IT-тренда"в той же постиндустриальной Америке среди тех кто увлечен инженерными  дисциплинами в сфере "материальных" инноваций, есть свой "герой нашего времени" - Элон Маск.

Сегодня имя Элона Маска не сходит с газетных полос мировых СМИ, взлетевшего так высоко и так быстро, что трудно не задаться вопросом, когда же он рухнет на землю. Или все же не рухнет? Незаурядный изобретатель, предприниматель, миллиардер, космический пионер, вдохновив на образ плейбоя-супергероя Железного Человека его создателя Тони Старка, раздвинувший границы науки и бизнеса, сотворил то, что другие заявляли невозможным.

Маск на представлении Tesla в Ньюпорт-Бич, Калифорния., 1 июля 2010 года.

Фотограф: И. Эмилио Флорес / Нью-Йорк Таймс / Redux

Ему только 43, но в его дерзких космических мечтах до сих пор не проявляется никаких признаков приземленности. НАСА и другие клиенты выстроились в очередь, чтобы использовать построенные им ракеты и стать частью проекта быстрой коммерциализации космоса. Еще один его успешный проект, компания Tesla Motors по производству электромобилей, стала по сути флагманом этого направления в автомибилестроении. Такой успех удовлетворил бы многих магнатов, но для него он просто означает очередной шаг к его мечте: минимизации последствий изменения климата и колонизации Марса. И не в каком-то далеком будущем, - он предполагает достичь  этого при нашей жизни и хотел бы чтобы его имя было высечено на надгробной плите на Марсе.

Весьма символично, что 19 мая текущего выходит книга "Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future" опубликованного Bloomberg об одном из самых эксцентричных миллионеров современности и  его проекте SpaceX, который начинался всего лишь с планов отправить мышей на Марс, но затем стал грандиозным проектом воплотившем в себе затаенные мечты человечества о межпланетных путешествиях.

Коллаж Пола Фассена; Фото предоставлено Maye Musk для  bloomberg.com

Маск эмигрировал из Южной Африки еще в 1988 году и сделал свои первые миллионы на двух интернет-компаниях, Zip2 и PayPal. Вопреки ожиданиям, что как и любой другой доткомовый богач он вскоре запустит еще один сетевой сервис, Маска не устроило покорение Кремниевой долины и он возжелал большего. Его детские мечты о ракетах и космических путешествиях навеянные книгами Хайнлайна, Азимова и Дугласа Адамса жаждали своего воплощения.

В конце октября 2001 года Элон Маск совершил свою первую поездку в Москву, чтобы купить межконтинентальную баллистическую ракету. Его сопровождали Джим Кантрелл, специалист международного уровня по аэрокосмическому ремонту, и Адео Ресси, его лучший друг из Пенсильванского Университета. Расчет строился на том, чтобы купить ракету за несколько десятков миллионов долларов, по мнению Маска, этого было бы вполне достаточно, чтобы отправить на Марс растения или мышей.

В тот раз команда Маска вернулась ни с чем. В следующий приезд в Россию в феврале 2002 года уже с Майком Гриффином, который раньше работал в In-Q-Tel (подразделении ЦРУ, занимавшемся венчурным капиталом), позднее в Лаборатории реактивного движения НАСА, а затем и в корпорации Orbital Sciences, занимавшейся разработкой спутников и космических кораблей. В этот раз Элону Маску нужны были уже три ракеты, для этих целей у него с собой был чемодан с наличкой. Встреча с представителями "Космотраса" в обветшалом дореволюционном здании в центре Москвы с традиционной водкой, сопровождаемая тостами "За космос!" и "За Америку!" завершилась ответом на вопрос уже поддатого Маска: "Сколько будет стоить ракета?". Полученное предложение в восемь миллионов долларов за каждую, он парировал той же суммой за две ракеты, на что в итоге получил отказ. Русские на тот момент, были единственным вариантом, который вписывался в бюджет Маска, но с ними было слишком сложно вести дела. По пути домой, сделав расчеты на ноутбуке, он уже принял решение строить ракеты самостоятельно.

Одна из первых пусковых площадок SpaceX  в McGregor, Техас. Источник: SpaceX

Предполагалось, что созданная им команда экспертов по космической сфере, в число которых вошли учёные из Лаборатории реактивного движения NASA, а также Кэмерон, а с ним и Гриффин (будущий глава NASA), просто поможет ему, чтобы  разработать идею "мыши-до-Марса" или, по крайней мере, предложить что-нибудь сравнимое.

В свою первую штаб-квартиру SpaceX, расположенную на старом складе по адресу 1310 East Grand Ave в Эль-Сегундо, в пригороде Лос-Анджелеса и представлявшее ангароподобное здание с приблизительно семью тысячами квадратных метров открытого пространства и несколько разгрузочными отсеками, Маск мог приезжать на своём McLaren F1 прямо в офис.

В планах SpaceX, вместо того, чтобы собирать отдельные части, поставляемые тысячами контрагентов, предполагалось создавать самостоятельно столько механизмов, сколько вообще было можно создать в их кустарных условиях, включая мобильные стартовые площадки, а в перспективе и ракетные двигатели. SpaceX должен был запускать по несколько ракет в месяц, делая деньги с каждой из них, и никогда не должны были стать зависимыми от государственных контрактов. Первая ракета производства SpaceX должна было носить название Falcon 1 ("Сокол-1"), что отсылала к кораблю "Тысячелетний сокол" из  киноэпопеи "Звёздных войн". В то время, когда запуск на орбиту около 250 килограммов полезного груза стоил тридцать миллионов долларов, Маск обещал, что Falcon 1 будет способен нести до 635 килограммов за семь миллионов.

В короткий срок компания вознамерилась перевернуть аэрокосмическую индустрию: свой первый двигатель компания SpaceX  показала в мае 2003 года, второй — в июне, корпус ракеты — в июле, а собранный экземпляр ракеты должен был увидеть свет уже в августе. Стартовая площадка должна была быть готова к сентябрю, первый запуск был намечен на ноябрь 2003 — всего через пятнадцать месяцев после основания компании. Первое путешествие к Марсу было запланировано на конец десятилетия.

Маск лично выискивал вундеркиндов, обзванивая лучших студентов аэрокосмических направлений и приглашая их на работу. Так, молодой инженер Джереми Холлман стал один из тех идеальных сотрудников, которого искал Маск: диплом аэрокосмического инженера в Университете Айовы, степень магистра космической техники в Университете Южной Калифорнии, пара лет работы к качестве инженера-испытателя в Boeing, заключавшейся в изучении реактивных двигателей, ракет и космических кораблей. Совместно с ветераном из компании TRW Томом Мюллером, который спроектировал на компьютере по два варианта каждого из двигателей, они занялись их постройкой. Merlin должен был стать двигателем первой ступени Falcon 1, на который была возложена миссия оторвать ракету от земли. Kestrel должен был стать частью второй ступени, на долю которой приходились все орбитальные перемещения.

Вдобавок к постройке собственных двигателей, ракетных корпусов и капсул, SpaceX занялась разработкой собственных материнских плат и микросхем, датчиков вибрации, бортовых компьютеров и панелей солнечных батарей, к тому же инженеры SpaceX умудрились уменьшить вес радиомодулей на двадцать процентов. Все это существенно снижало затраты, от обычной цены в 50-100 тысяч долларов, которые  тратили аэрокосмические гиганты на серийно производящееся фабричное оборудование они довели их до 5 тысяч за оборудование разработки самой SpaceX.

Компания SpaceX 28 сентября 2008 года запускает первую в истории частную ракету Falcon 1 на земную орбиту. Источник: NASA

После завершения строительства своего первого двигателя на калифорнийской фабрике, Холлман отвез его на грузовом трейлере на тестовую площадку в Техасе, прицепив его к своему белому Hummer H2. Проведя много дней среди гремучих змей, красных муравьев, изоляции и жгучей жары, группа  запустила двигатель всего на одну десятую секунды. После первого успешного запуска группа обмыла площадку бутылкой игристого Remy Martin (стоимостью 1200 долларов) из бумажных стаканчиков, которая осталась с вечеринки, посвященной основанию SpaceX.

В итоге будет создана "с нуля" без всякого вмешательства государства ракета Falcon-1 и три вида жидкостных двигателей — Merlin, Kestrel и Draco. По мере строительства Falcon 1, Маск планировал построить ракету BFR (Big Falcon Rocket, или, как он иногда ее называл, Big Fucking Rocket). Она должна была стать самой большой ракетой в истории компании.

Интересы Маска не ограничивались исключительно ракетостроением. Спустя примерно год после того, как он основал SpaceX, он  в 2003 году помог основать компанию Tesla Motors, производящую электрокары. Вынашивая планы по созданию настоящего электромобиля, и, несмотря на то, что он уже потратил сто миллионов на SpaceX, Маск вложил еще семьдесят миллионов в компаниюTesla и стал главным исполнительным директором компании. Это стало решением, которое в последующем чуть не привело к краху обе компании.

Кадры из фильма Железный человек-2 (Iron Man 2). С сайта bloomberg.com

Он также серьёзно вдохновил Роберта Дауни-младшего, исполнителя роли Железного человека и его создателя Тони Старка. Позже Маск даже сыграл самого себя в "Железном человеке-2".К этому времени SpaceX выглядела как настоящая аэрокосмическая компания и даже уже построила и испытала свой первый двигатель, а также завершила постройку полноценного корпуса ракеты. Всё, что оставалось сделать Маску — запустить эту штуку в небо и посмотреть, что произойдёт....

Тогда он еще не знал, что в момент черной полосы своей жизни (бизнесмен начнет громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин) Маску придется вложить в Tesla последние накопления в $20 млн (он выручил средства от продажи акций разработчика софта Everdream корпорации Dell за $120 млн.), продать ради спасения проекта свой любимый McLaren F1 и все-таки спасти компанию от банкротства.

В 2006 году на SpaceX обратит внимание NASA, заключив с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.После первых трех  провальных пусков в 2006-2008 годах, в четвертый раз ракета стартует успешно — это обходится в $7 млн. С пятой — отправляет на орбиту малайзийский спутник. NASA впечатленное успехами SpaceX заключает с ней контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

Запуск тяжелой ракеты Falcon 9. Фото с сайта nasaspaceflight.com

Позднее, компания SpaceX модернизирует свою тяжелую ракету Falcon 9 и для начала просто выведет на орбиту грузовик разработки SpaceX — Dragon, а уже 22 мая 2012 года впервые в истории космоса отправит частный корабль к МКС. В октябре того же года Dragon успешно доставит на станцию более полутонны полезного груза, а в перспективе он должен вмещать экипаж из семи астронавтов. Компания SpaceX запустила ряд спутников для Канады, Европы, Азии и других клиентов совершив в общей сложности около двух десятков пусков. К сегодняшнему дню общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX составит более $5 млрд. Компания остается в частной собственности и являясь прибыльной оценивается в $ 12 млрд.

13 апреля 2015  года SpaceX успешно запустила свой седьмой космический грузовик CRS-6 Dragon с миссией снабжения Международной космической станции (МКС) в рамках пятинедельного визита.

А в начале мая текущего года возглавляемая им частная компания SpaceX успешно протестировала систему аварийного спасения экипажа транспортных космических кораблей Dragon на мысе Канаверал в американском штате Флорида. Испытания, прошедшие на собственном стартовом комплексе, стали частью подготовки SpaceX к пилотируемым полетам в космос.

Тест аварийного спасения Dragon-2 . Фото с сайта nasaspaceflight.com

В ходе испытаний SpaceX восемь двигателей SuperDraco подняли космический аппарат Dragon с манекенами в воздух, затем спустя 15 секунд после запуска на высоте около 1 500 метров активировала систему аварийного спасения экипажа и отвела капсулу на безопасное расстояние и с помощью 3 парашютов посадила ее в Атлантическом океане на расстоянии около двух километров от места запуска.

Еще одно достижение SpaceX стало очередным этапом подготовки к осуществлению главной мечты Маска — экспедиции на Красную планету. Для этого в рамках SpaceX продолжаются разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры компании, вдохновленные своим неординарным руководителем, продолжают трудиться над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс.

Мечты сбываются.... порой и у обычных людей.

UPD1: Пока писалась статья пришло сообщение от ВВС:

"Из-за неудачного запуска российской ракеты-носителя "Протон-М" с Байконура 16 мая в Британии на несколько месяцев приостановлен крупнейший космический проект: вывод на орбиту третьего коммуникационного спутника компании Inmarsat, который должен был завершить формирование орбитальной группировки....

После того как очередной космический грузовик сгорел 16 мая в небе над Сибирью, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль в правительстве, заявил, что Россия должна постепенно отказываться от "Протонов" и переходить на другие ракеты-носители.

Всего в рамках программы Global Xpress на орбите Земли должно быть развернуто три спутника: два из них уже в космосе и введены в строй. Стоимость аппаратов, которые для компании Inmarsat являются уже пятым поколением спутников, оценивается в 1,6 млрд долларов.

Компания объявила о том, что воспользовалась возможностью заказать у Boeing еще один спутник этой серии. Предполагается, что в случае дальнейших проблем с "Протонами" на орбиту его будет выводить новая ракета-носитель Falcon Heavy производства американской SpaceX..."

Странно, что о батутах больше никто не вспоминает....