kk
Default banner
Разное
426 298 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

Корни патернализма и ветви иждивенчества

Конечная цель эффективной социальной политики создать своитм гражданам лучшие условия условия для самостоятельного зарабатывания хлеба насущного.

Понятие патернализма подобно радуге – оно имеет много оттенков и значений, зависящих от эпохи и народов. В модели государственного патернализма народ является «неразумным ребенком», а «патер» («отец») в лице правительства ведет его по жизни за руку, одергивает, заставляет трудиться, и иногда дает «конфетки».

Исторический или традиционный патернализм уходит своими корням в прошлое глубоко как карагач в пустыне - аж в античный Рим, который, как мы помним, вскормлен был свободой, а погублен рабством.

Альфа-самцы нации

Далее его взяли на вооружение тоталитарные режимы - Гитлер, Сталин, Муссолини, Мао и т.д. В современной России он так же процветает лучше высоких технологий: спикер парламента Володин уже открыто заявил на заседании – «Не нефть, ни газ - Путин наше конкурентное преимущество, нет Путина, нет – России!

Эти угодливые слова легли на благодатную почву: благодаря многолетней массированной идеологической обработке, виновный в смерти миллионов сограждан Сталин стал самым популярным персонажем российской истории, его выбрали онлайн свыше 50% граждан РФ.

Общее для всех «отцов нации» СНГ - (в старом Казахстане – Елбасы, в Беларуси – Батька, у Туркмении – Аркадаг , в РФ – «спаситель» Путин) в том, что в этой общественной модели народ — «единая семья", возглавляемая мудрым «папой».

Трепетное отношение к правителю как к отцу - главный атрибут патернализма. Кстати, оно существует и в криминальной среде – «отцом» часто называют главу местных криминального сообщества. А в Италии организованная преступность или мафия – это «моя семья», а ее «отец» - дон.

По мнению эксперта, юриста Алии Темировой, в реальности истоки патернализма восходят не к Риму, а к животному миру – там в стаях, скажем волков, только альфа-самец (отец) имеет все привилегии – казнить, миловать, повышать в иерархии, продолжать род, распределять материальные блага. При этом он берет на себя обязательства защитить сообщество от врага, поддерживать порядок и заботиться о пропитании. Это отличная иллюстрация пословицы - кому много дается, с того много и спрашивается.

«Напротив, демократия – чисто человеческое изобретение, когда лидера избирают за его интеллектуальные и моральные качества, он не захватываете власть силой. Он подотчетен народу и сменяем, он не отец наци, он – просто высшего ранга чиновник. В этом случае человек берет ответственность за свою жизнь на себя», считает эксперт.

Между тем, у казахского народа существовали давние традиции степной демократии. Ханов выбирали, им делегировали определённые полномочия, в зависимости от состояния войны или мира. Не хан даровал права народу, но народ ему полномочия. Так что демократия генетически близка нашему обществу.

Иная ситуация была в царской России, в состав, который мы вошли – типичная монархию, с наследованием престола. В сменившем ее СССР Сталин объявил себя "отцом народов". Чтобы оставаться у власти он поддерживал свою социальную опору, декларируя примитивные, и поэтому понятные для малограмотного народа идеи. Через системы распределителей «пахан» подкармливал главную свою опору - партийно-государственный аппарат, силовиков и армейскую верхушку.

В модели западной демократии патернализм невозможен – государство создает условия для бизнеса, поддерживает законность, защищает от внешних и внутренних врагов. А все остальное, будь добр, добывай сам – копи себе пенсию, оплачивай учебу в элитных вузах, лечение - через механизмы страхования.

Новый общественный договор

Как известно, во всех странах, которые в прошлом придерживались прокоммунистической идеологии сильны патерналистские настроения. Причины очевидны – государство практически полностью лишало гражданское общество всех полномочий и прав, требовало беспрекословного подчинения, невмешательства в политику. Взамен обязалось быть не только отцом-командиром, но и нянькой.

Поэтому в странах СНГ до сих сильны патерналистские и иждивенческие настроения. Как правило, это выражается в желании жить как на Западе или в богатых нефтью арабских странах, но работать по-старому, спустя рукава. Согласно соцопросам, у многих казахстанцев все еще сильно желание разбогатеть не трудом, а за счет удачи – выиграть в лотерею, в казино, получить наследство, дивиденды от нефтяных доходы, найти клад. Есть четкая зависимость таких ожиданий от уровня образования и наличия профессиональных компетенций.

Некоторые казахстанские эксперты считают, что патернализм поддерживает само государство. Главная проблема нашей страны состоит, по их мнению, в том, что ее экономика до сих представляет собой эклектику элементов рынка и «совка». Государство под видом национальных компаний занимает значительную часть рынка.

Не развиты в достаточной мере обрабатывающая промышленость и МСБ. Поэтому государству приходится усиливать адресную социальную помощь, чтобы поддерживать приличный уровень жизни. Тем более, что в последние два года в условиях пандемии и непрерывных карантинов уровень бедности в РК объективно вырос, впрочем, как и во всем мире.

Попытки преодолеть патернализм и его спутника иждивенчество ведутся в РК уже лет 15, но при старом руководства на фоне огромной коррупции в верхах, когда «элита» купалась в роскоши, а иные госчиновники становились миллиардерами, порой даже официально, ждать понимания от народа было трудно

Напомним, президент РК Касым-Жомарт Токаев, выступая перед парламентом 11 января 2022 года, поручил обеспечить своевременное принятие Социального кодекса (СК)

Он подчеркнул, что в рамках СК необходимо адаптировать социальную политику под новые реалии с учётом вызовов пандемии и накопившихся проблем. И ключевым элементом нового общественного договора, должен стать Социальный кодекс.

О том, «кто виноват», понятно, о том «что делать» – в следующем материале.

И как метко заметил Бауржан Тойшибеков, «Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом»