Помокнув с вечера в онсэне Яманака (это было ещё прошлой осенью), мы на следующий день посетили тамошний музей.
Это тут. Музейчик не очень большой, но наглядный. И главное – действующая мастерская при нем. Можно посмотреть как делают реальную керамику, а при желании – и самому смастерить что-нибудь.
Гончарный круг. Вот прямо в полу сделана дырка, чтобы сидеть, свесив ножки, и работать.
Стало быть, “Кутани-яки” (九谷焼). Названо по месту появления, деревня Кутани в старом феодальном домене Дайсёдзи хана Кага. Это теперь префектура Исикава.
Первый владетель Дайсёдзи, самурай из тамошнего правящего клана Маэда, Тосихару, решил заняться развитием вверенной ему территории. И для начала произвел разведку местности на предмет имеющихся золотоносных руд. Кое-что нашел и начал их разработку. На одном из приисков были обнаружены выходы кварцевых трубок, именно того сорта, что используется при производстве высококачественной керамики.
Всякий традиционный инструментарий для лепки керамики.
Маэда Тосихару вызвал к себе алхимика Гото Сайдзиро и приказал ему заняться разработкой производства керамики в Дайсёдзи. Вот прям так, с совершенно пустого места. Гото Сайдзиро свободой выбора не мучился за неимением последнего. И чтоб не “изобретать велосипед”, решил воспользоваться опытом тех, кто производит керамику давно и успешно. С этой целью алхимик поехал в Бидзэн, где занялся изучением “ака-э” – керамики, раскрашенной красной киноварью – под руководством мастера Сакаиды Какиэмона.
Фигушки и прибамбасы для тонкой отделки заготовок.
Научившись чему возможно, Гото Сайдзиро вернулся в Дайсёдзи, прихватив с собой одного из мастеров, согласившегося помочь с установлением производства керамики в Кага-хане. И где-то около 1655-1657 годов в деревушке Кутани была построена первая печь для обжига керамики. Накопив какой-то первоначальный опыт, Гото Сайдзиро начал обучение гончарному мастерству всех желающих. Среди его учеников оказался и Тамура Гондзаэмон, ставший позже родоначальником целого семейного клана гончаров.
Заготовки перед росписью.
А это сохнущие работы посетителей музея.
Кутани-яки относится к “иро-э” – многоцветной керамике. Основные цвета – те же, что используются и для росписи шелка в технике кага-юдзэн: синий кобальт, коричневато-фиолетовый, желтый, зеленый и алый. На основе базовых цветов возникло несколько различных стилей. Например, “э-аотэ” – с использованием преимущественно зеленого и желтого цветов.
Приспособления для удерживания керамики во время росписи.
Рабочее место художника, расписывающего керамику.
Образцы пигментов-красителей. После обжига пигменты могут поменять цвет. Потому до того, как использовать приготовленные красители для росписи реальной керамики, оценивают их цвет на кусочках-осколках. Просто делают несколько пятнышек и обжигают как настоящую керамику.
Производство, начатое Гото Сайдзиро, оказалось очень успешным. За короткий срок приобрело популярность в Кага-хане и заказы сыпались один за другим. Казалось бы, все отлично и керамика Кутани-яки будет цвести и развиваться… Однако, совершенно неожиданно в 1710 году производство было прекращено. Причина этого до сих пор неизвестна. Предполагают, что после смерти самого Гото Сайдзиро и его покровителя, второго лорда Дайсёдзи Маэда Тосиаки, на фоне начавшихся политических и экономических проблем в регионе, этим просто стало некому заниматься.
Вот эти ангары на территории музея скрывают печи для обжига. То, что слева, в деревянном сарае – реально действующая и в настоящее время печка. А вот прямо – археологический раскоп, по сути, остатки древней, еще времен эпохи Эдо большой печи.
Древняя печь для обжига. По снимку сложно оценить размеры этого сооружения даже с моим мужем для масштаба, однако, занимает оно площадь примерно в половину футбольного поля.
Так это сооружение выглядело в рабочем виде. По сути, это целый комплекс печей с разным температурным режимом. Для первого “бисквитного” обжига температура нужна 800 градусов по Цельсию. Для обжига глазированного покрытия – 1300 градусов. Нагрев осуществлялся дровами и сложной системой поддува воздуха. Обжиг одной партии занимает 8-15 часов.
Одна из двух действующих печей в деревянном сарая. Вид с “фасада”. Две дырки внизу у основания – для подкладывания дровишек.
Вид сбоку. Вон в те “дверные” проемы и ставились подставки с “сырыми” керамическими заготовками, которые надо обжечь. Именно эта печь дает температурный интервал 800-1300 градусов.
Небольшая печка. Если я правильно поняла, для финального обжига (когда надо), если рисунок украшен золотым или серебряным покрытием.
продолжение http://yvision.kz/community/%D0%92%D1%81%D1%91%20%D0%BE%20%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8/181239.html
Инфо с сайта http://news.leit.ru