kk
8

Казахстанский фильм победил на кинофестивале в Америке

Честное слово, садиться писать что-либо о собственном фильме долгое время совершенно не хотелось. Не то чтобы было лень, не то чтобы «ломало»… Просто фильм – это и есть как раз все то, что хотелось сказать. Произведение, которое требует каких-то пояснений, изначально подразумевает некую недосказанность, незавершенность. Если такое происходит, если приходится разъяснять зрителю, каков был замысел режиссера, о чем, собственно, повествует сия картина, значит задуманное реализовать не удалось. К тому же, если бы мне хотелось что-то выразить словами, я бы не фильмы снимал, а написал рассказ или повесть. Или поэму. Или научно-популярный трактат. Или собрал бы вокруг себя толпу зевак и объяснил бы им все «на пальцах».

Но уж коль скоро неисповедимые тропы судьбы свели вместе команду людей, которые лучше всего (и лучше всех!))) на свете умеют снимать кино, именно так, а не иначе, в таком виде, в такой форме, в таком формате мы и решили выразить и воплотить свои идеи. И, с уверенностью могу сказать, цели своей мы достигли, чему свидетельство – призовое место на престижном кинофестивале. Что само по себе не требует комментариев. Однако, коль скоро даже те, кому такие призы могут только сниться, всеми доступными способами и средствами пиарят свои не шибко оригинальные потуги, по какому-то, видно, недоразумению причисляемые к киноискусству, то, наверное, все же стоит чиркнуть пару строк о нашем фильме. Добавить, так сказать, луч фонарика в темном сортире.

Хороший фильм начинается, вопреки устоявшемуся мнению, не со сценария, и даже не с идеи. Хороший фильм начинается с правильно подобранной команды, которая как раз и состоит из тех людей, что готовы не просто отбывать номер в ожидании гонорара, а творить в свое удовольствие. Именно такие люди и генерируют те идеи, благодаря которым фильм обретает те самые свои черты, свои «фишки», что делают его не просто смонтированным набором кадров, а произведением искусства. Призовым, хочу заметить, произведением.

В команде, работавшей над нашим фильмом, пожалуй, особо стоит выделить Александра Баканова и Дарью Джумелю. Это люди, которые сами по себе являются чуть ли не ходячей киностудией. Не устаю удивляться их способности видеть краски там, где остальные видят лишь серое пятно, и создавать яркие структуры из банальных, казалось бы, вещей. Их незаурядное мышление позволяет облекать повествование в уникальные и неповторимые формы. Их таланты придали фильму тот самый шарм, который смогли оценить и выделить на общем фоне истинные знатоки качественного кино.

Но даже гениальности Саши и Даши не хватило бы, не будь в команде таких людей, как Ян Клюкин, Антон Чебаков и Едель Кусаинов, чьими стараниями удалось воплотить все до единой идеи и задумки в форму полноценного кинофильма. Несмотря на сжатые сроки. Несмотря на то, что, за отсутствием лучшей площадки, снимать приходилось в тесной импровизированной студии площадью два на два метра. Отмечу и свой скромный вклад в общее дело: Тимур Тукусбаев – просто режиссер. Призовой, хочу заметить, режиссер.

Но ничего подобного не получилось бы, при всех стараниях взрослых дядь и тёть, если бы не наши юные актеры. Работать с ними было легко. В роли они вживались так, будто за их плечами уже не один десяток фильмов. Дети играли. Причем буквально. Для них тесная студия превратилась в игровую площадку, где они с присущей им искренностью превращались в образы меняющегося на глазах главного героя, в дерево, в солнце… Семижонов Ратмир, Майя Мусина, Марианна Фазылбекова, Инсар Канатулы и маленькое солнышко Лейла. Не сомневаюсь, эти имена вы еще увидите на афишах и в списках номинантов на самые престижные актерские премии.

Кстати, несколько слов о самом фестивале WORLD WOOD DAY, на котором наш фильм удостоился призового места. Это всемирный кинофестиваль, проходящий ежегодно с участием огромного количества фильмов самого разного плана, представленных со всех уголков планеты. Что отличает его от других подобных кинофорумов, так это формат. Обычно на таких фестивалях присутствует несколько номинаций, и даже не самые удачные ленты могут рассчитывать на какой-нибудь утешительный приз (типа, «Самые лучшие субтитры» или «Самое зеленое пятно в кадре»). На WWD номинация только одна, и все фильмы выстраиваются в линейку по ранжиру – от самых-самых до не очень. Наша лента оставила позади несколько десятков других претендентов, что, надо сказать без лишней скромности, приятно щекочет эго. И вдохновляет на новые творения, к которым, между прочим, наша команда уже приступила. Пора идти дальше и стремиться к новым еще неизведанным горизонтам.

Вот, в общем-то, и все! Вы скажете, как все? А где про сам фильм? Как я уже говорил в самом начале, сам фильм – это и есть все, что я хотел сказать!