Объявление о продаже шкуры убитого медведя в Казахстане. Фото с сайта almaty.avizinfo.kz
"Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы."
Цитата из "Quarterly Reviewer" приписываемая К. Марксу и Ф. Энгельсу
В конце марта текущего года американский деловой журнал Bloomberg включил известие о кончине 44-летнего Нурлана Каппарова, председателя государственной горнодобывающей компании, наряду с самыми значимыми мировыми утратами последнего времени, такими как смерти первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю и бывшего руководителя Федерального резерва США Лайлы Грэмли. Агенство информирует, что Каппаров скончался 26 марта в ресторане Пекин от остановки сердца после обеда во время его служебной командировки в Китай и напомнило, что в начале марта Каппаров пообещал сделать управляемую им компанию "Казатомпром" крупнейшим производителем уранового топлива для атомных электростанций.
Джим Доак, Председатель Совета директоров "Khan Resources Inc". Фото с сайта Financial Times.
А буквально через месяц, агенство Bloomberg сообщило еще об одной утрате и тоже в горнодобывающей урановой отрасли. На этот раз смерть настигла Джима Доака (Jim Doak), 59-летнего канадского инвестора и председателя Совета директоров "Хан Ресорсиз Инкорпорэйтид" ("Khan Resources Inc").
Канадское издание "The Globe and mail" информируя об обстоятельствах кончины Джима Доака, сообщает что утром 24 апреля он был найден мертвым на 16-м этаже отеля "Blue Sky" в Улан-Баторе. Джим Доак, выдающаяся личность с Бэй-стрит (аналог Уолл-стрит, только в Торонто), кавалер ордена Почетного Легиона, в прошлом аналитик-консультант бизнес канала BNN, умер во время нахождения в деловой командировке в Монголии. Офицер по связям с общественностью полиции Монголии подтвердил смерть канадца и сообщил, что по результатам предварительного вскрытия не обнаружено ничего необычного, но добавил, что окончательный отчет о вскрытии будет подготовлен в течение четырех дней...
Что же привело известного канадского бизнесмена в Монголию? Чтобы ответить на этот вопрос надо углубиться в предысторию.
Экономические санкции в отношении России из-за конфликта на Украине уже привели к тому, что Австралия в сентябре 2014 года объявило об эмбарго (формального по существу: с 2007 года поставлено всего порядка 100 тонн) на продажу урана России, а в США назревает скандал по поводу того, что она после приобретения в 2009 году канадской компании Uranium One контролирует одну пятую добычи урана в Америке. Американские СМИ раскопали документы о том, что Uranium One финансировал Фонд Клинтона, а сама урановая сделка была одобрена Комитетом по инвестициям, членом которого являлась тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон. Вполне понятно, что в связи с возможным продлением санкций Кремль изыскивает возможности диверсификации регионов поставок урана, в частности рассматривается добыча урана в Монголии.
Из опубликованных во Франции открытых источников известно, что на территории самой России в настоящий момент добывается порядка 3 000 тонн урана в год, чем обеспечивается лишь часть потребностей "Росатома". Дочка "Росатома", компания "Атомредметзолото" ("АРМЗ") также добывает порядка 5 тыс. тонн в год на территории соседнего Казахстана. Используются и военные резервы, составляющие примерно 720 тонн высокообогащенного урана, что втрое превышает мировую добычу урана.
Но амбициозный план развития ядерной энергетики России предусматривает обеспечение дополнительными ресурсами. Россия готовит повышение национального производства, через программу развития уранового холдинга "АРМЗ", за счет снижения на 35% стоимости и шестикратного увеличения объема добычи к 2030 году.
Но в "Росатоме" вполне осознают, что для осуществления столь масштабных планов собственных российских резервов не хватит и выстраивает свой потенциал за границей. В противном случае, нынешняя острая полемика в Соединенных Штатах и недоступность огромных австралийских запасов могут в конечном счете привести к существенным проблемам.
Таким образом, Путин вновь обратил свой взор за пределы Запада. Монголия является одной из самых перспективных стран с точки зрения резервов. По словам российского Министерства природных ресурсов, монгольские недра содержит от 120 до 150 тысяч тонн разведанных запасов и около 1,4 млн тонн вероятных запасов, которые могли бы сделать ее 5-м по величине мировым производителем урана.
Интерес России к монгольскому урану не является чем-то новым. Как писала "Российская газета", поездки в 2008 году пророссийски настроенного тогдашнего монгольского премьер-министра Санжийна Баяра вначале в Москву, а затем и на Приаргунское производственное горно-химическое объединение в Краснокамске, стали темой разговоров об уране Санжийна Баяра, ныне проживающего в США и главы "Росатома" Сергея Кириенко. В первую очередь, российская сторона выразила заинтересованность к освоению "советского наследия" - совместной с Монголией разработке урановых залежей в бассейне Дорнод, а монголы, в свою очередь, проявили интерес к подготовке на базе российских ВУЗов специалистов в урановой отрасли. Подписанное в 2009 году Соглашение премьер-министром Дмитрием Медведевым во время визита в Монголию, юридически закрепило начало совместной деятельности по разработке месторождения, расположенного всего в 350-ти километров от флагмана уранового производства в городе Краснокаменске. Правда не учли сущую мелочь, лицензии на разработку в Дорноде были оформлены на "Центрально-Азиатскую урановую компанию" ("ЦАУК"), 58% в которой принадлежали "Khan Resources", а еще по 21% — структурам "Росатома" и Монголии ("Monatom").
Месторождение Дорнод уранового проекта "Khan Resources" на северо-востоке Монголии. Фото с сайта globalnews.ca
Окончательное технико-экономическое обоснование подготовленное "Khan Resources" в марте 2009 года предусматривало годовое производство 1150-ти тонн урана в течение более чем 15-ти лет. После того как "АРМЗ" предложило выкупить канадскую долю за смехотворно низкую цену, в ответ "Khan Resources" в феврале 2010 года порекомендовала акционерам продать свою долю китайской государственной организации за гораздо более высокое вознаграждение. Монгольским правительством втягивание китайцев было расценено как посягательство во внутренние дела и оно быстро приостановило, а затем отозвало лицензии канадской компании. Вполне понятно возмущение канадцев, когда выяснилось, что миноритарии "ЦАУК" планировали создание монгольско-российского СП для освоения... Дорнода. При этом вкладом монгольской стороны в СП должно была стать лицензия на месторождение, а в "Атомредметзолоте" предлагали, как теперь утверждается, что партнер должен предварительно "договориться с предыдущими собственниками" участков.
Длительные разбирательства и выдвинутые компанией "Khan Resources" судебные иски, сначала против "АРМЗ" и принадлежащего холдингу "ППГХО" (акционер "ЦАУК"), отклоненные в судах провинции Онтарио, а затем уже против Монголии и ее госкомпании "Монатом", привели к их удовлетворению. По данным газеты Financial Times , арбитраж принял сторону "Khan Resources" и присудил выплату $80 млн. монгольской стороне, которая с учетом процентов к сегодняшнему дню составила $104 млн. "Росатом" сумел избежать претензий, поскольку подписанный протокол о досудебном урегулировании удовлетворил обе стороны. И хотя сейчас Дорнод считается гораздо менее привлекательным проектом, с учетом того, что спотовые цены на урановое сырье рухнули сегодня до $38,75 за фунт закиси-окиси, с $60 за фунт в 2009 г., тем не менее других вариантов не просматривается.
Вообще резкое снижение цен на урановое сырье и последующий стремительный захват рынка выглядят как глубоко продуманная глобальная стратегия осуществляемая различными структурами одновременно в разных сферах, а конкретно для "Росатома" Монголия привлекательна уже тем, что там в принципе отсутствуют экологические организации и контроль, которые могли выступить с критикой атомной промышленности. Пример Киргизии, где токсичные "хвосты" после крупномасштабной добычи урана в течение советского периода представляют угрозу заражения водных ресурсов в этом регионе, не стал уроком для Монголии. С учетом этой точки зрения и расширения западных санкций, очевидная выгода для "Росатома" состоит в том, что нашлось правительство, которое вообще не задумывается над последствиями урановой добычи.
Премьер-министр Монголии Чимэдийн Сайханбилег. Фото с сайта tovchoo.mn
Журналист уже упомянутой Financial Times, Люси Хорнби (Lucy Hornby) побеседовал за совместной трапезой с нынешним премьер-министром Монголии Чимэдийном Сайханбилегом об иностранных инвестициях и угрозе китайской экспансии. 46-летний Сайханбилег является знаменосцем для постсоветского поколения технически подкованных, ориентированных на Запад монголов. Свободно владеет русским, изучал историю в Москве в конце 1980-х годов и право в новой демократической Монголии в 1990-х годах до получения диплома юриста в Университете Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия, в 2002 году.
Сегодня Монголия является независимым государством. Огромные медные и угольные месторождения в пустыне Гоби, обеспечившие рост валового продукта ВВП с $ 1,1 млрд 10 лет назад до нынешних $ 11,7 млрд, послужили основанием обидного прозвища "Minegolia" (игра слов от "шахта"). Величественная рутина бывшего маршальского дома, принадлежащего ныне премьер-министру, резко контрастирует с остальной частью города: частью малоэтажного и серого, а частью может похвастаться стеклянными небоскребами, сияющими рекламными щитами и дорогами переполненными внедорожниками. Почти половина людей, 3-х миллионной Монголии живут в Улан-Баторе; каждый год еще 10 тыс. семей мигрируют сюда из степных и пустынных регионов, привлеченных богатствами "земли обетованной", которые заманили также иностранных шахтеров и банкиров со всего света, пишет автор статьи.
Но не все обстоит так хорошо. Экономика Монголии сильно пострадала от рухнувших цен на сырьевые товары и резкого падения иностранных инвестиций. Валюта слабеет и компании объявляют дефолт по банковским кредитам.В дни сырьевого бума, монгольские политики были заняты "дележом шкуры неубитого медведя" и раздавали обещания в получении доходов от горной добычи, которые еще не оправдались. К тому же требовали больше акций для государства, опасаясь, что Монголия раздает свое богатство слишком дешево. Теперь бум прошел и иностранные инвестиции, на пике которых в 2011 году приходилось половина ВВП Монголии, в последние несколько лет растаяли, вместе с высокими ценами на металл.
Иностранцы жаловались на быстро меняющих мнение политиков Монголии, но, как говорит Сайханбилег, они должны научиться жить с еще молодым демократическим процессом в стране.Кочевой образ жизни, по его мнению, также играет определенную роль в национальных предпочтениях над внешними инвестициями в горнодобывающую промышленность. "Кочевой образ жизни заставляет людей очень быстро приспосабливаться к любым обстоятельствам", приводит автор слова премьер-министра: "Каждый человек сам принимает решение. Вы интересуетесь тем, почему монголы не так едины в какой-то конкретной области? Это менталитет ". Тем не менее, правительство Монголии испытало потрясение от решения международного арбитража в $ 100 млн присужденной канадской "Khan Resources Inc" (правительство утверждает, что будет добиваться аннулирования этого решения). Когда разговор коснулся этой темы, Сайханбилег вскипает: "Я не понимаю, почему все привязались к этому арбитражному делу и ста миллионам долларов - говорят об этом, будто это землетрясение!" Другие страны также сталкивались с арбитражом, восклицает он, и нет никаких оснований, чтобы рассматривать Монголию "под микроскопом".
Привлечение западных инвестиций является одним из способов, чтобы держать Россию и Китай на дистанции тем, что в Монголии называет политикой "третьего соседа". Но монголы также опасаются, что иностранцы сами перепродадут привлекательные проекты китайским покупателям. Основное месторождение страны уже управляется китайским нефтяным концерном China National Petroleum Corp., после перепродажи его американской компанией. Национализм в Улан-Баторе растет в сочетании с тревогой, что страна скатывается в государство-сателлит Китая, после холодных объятий России. Китайская угроза с юга "существовала в течение последних 800 лет, может быть, даже больше, чем 1000 лет", цитирует успокаивающие слова премьер-министра американское издание: "Хорошо, что люди обеспокоены этим. Пока здесь находится концерн, мы будем в хорошей форме ".
В последние годы Монголия ухаживает за своими западными партнерами в рамках своей политики "третьего соседа", чтобы компенсировать влияние Китая и России, двух гигантов на своих границах, но условия для иностранных инвесторов горнодобывающей отрасли меняются вместе с тем, как страна пытается получить максимальный доход для государства от этих инвестиций.
Между тем в "The Globe and mail" не утихают обсуждение обстоятельств кончины Джима Доака. Канадский пресс-секретарь по иностранным делам предупредил, что консульские должностные лица находятся в контакте с монгольскими властями, чтобы собрать больше информации. Стало известно, что Джим Доак готовился к жесткой игре, когда он прилетел в Монголии за неделю до своей смерти, чтобы взыскать многомиллионный платеж с правительства Монголии. После обсуждения с представителями монгольских властей, г-н Доак и главный исполнительный директор ханский Грант Эдей (Grant Edey) принял приглашение лететь в столицу страны, Улан-Батор, на еще один раунд переговоров.
Г-н Доак не был оптимистичен в отношении итогов переговоров. Перед поездкой в Монголию, он заявил прессе, что компания приняла меры, чтобы реализовать свое право на компенсацию."Khan Resources Inc"наняла неизвестную юридическую компанию, которая специализируется на вышибании просроченных долгов с правительств, захватывая их активы, такие как самолеты или корабли временно находящихся за пределами страны. "Эти опытные люди и мы получим наши деньги", цитирует издание слова Джима.
После двух дней, по инсайдерской информации, трудных и непродуктивных обсуждений, "Khan Resources Inc" выпустила краткий пресс-релиз заявляя, что потребовала "полного и своевременного платежа" от Монголии и "воспользовалась услугами специалистов", чтобы взыскать неоплаченную компенсацию.
Силовая ли тактика "Khan Resources Inc" привела к последующим событиям, что случились с г-ном Доаком или что-то другое, теперь вряд ли станет известным. По словам человека, пожелавшего сохранить инкогнито, г-н Доак заболел через несколько часов после прерванных переговоров в Улан-Баторе. Он отменил запланированный обед с г-ном Эдеем и вернулся к себе в номер на отдых перед ранним утренним рейсом следующего дня, намереваясь вернуться обратно в Канаду. Когда г-н Доак не ответил на текстовые сообщения на своем смартфоне, персонал отеля был об этом предупрежден и позже он был найден без признаков жизни. Смерть г-на Доака случившаяся вскоре после переговоров изначально воспринималось подозрительным некоторыми должностными лицами компаний и инвесторов. Но, к концу пятницы, друзья и семья пришли к выводу, что г-н Доак, будучи диабетиком, возможно, умер от естественных причин, отмечается в статье.
Джулиан Диркес (Julian Dierkes), профессор Института азиатских исследований в Университете Британской Колумбии, сказал, что, хотя скоропостижная смерть г-на Дока "навевает жуть", он не подозревает монгольские власти в нечестной игре. "В Монголии не существует истории целенаправленного насилия, ни внутри страны, ни по отношению к иностранцам", приводит канадское издание слова Диркеса.