Для того, чтобы учиться эффективно вы должны следовать 3 основным принципам: 1-е осмысливайте материал при помощи приёмов генерации и рефлексии, 2-е смещивайте различные предметы при их изучении( т.н. интерлингвинг) и 3-е повторяйте информацию, когда вы ее немного забудете при помощи активного осознания.
Пункт первый
Генерация- это попытка использовать информацию до того как вам ее объяснили. К примеру, Ваша цель изучить очередную тему по математике, вместо того чтобы начать читать главу объясняющую тему, вы сразу открываете сборник задач по этой теме и пытаетесь их решить. Конечно при этом вы не сможете решить все( а быть может вы не решите ничего) но это и не является вашей целью. Если же вам нужно изучать какой то гуманитарный предмет, то ваша задача в следующем: 1-е спросите себя какие основные идеи заложены в этой главе и постарайтесь ответить на этот вопрос...не заглядывая в учебник.. Этот поход может показаться довольно странным(и энергозатратным), однако это не мешает ему быть эффективным.
Рефлексия- означает осмысление материала, после его первичного ознакомления с ним.Для этого я советую использовать 2 базовых вопроса:
1. Что является самым важным в этом материале? Какие основные идеи автор хотел передать? (Что не является важным? Что можно отбросить?)
2. Как я могу связать идеи изложенные в данном материале со своей собственной жизнью?
Опять же рефлексия не будет казаться вам необходимой ведь вы и так уже все хорошо знаете. Однако она позволит, во первых, систематизировать знания у вас в голове, так что вы будете быстрее вспоминать ее, во вторых, она свяжет знания с вашей собственной жизнью, что сделает их значимыми( а значит меньше вероятность что вы их забудете).
Пункт второй
Подумайте что эффективнее, 1 час заниматься только физикой или учить в течении часа физикой, историей и английским. Как ни странно но второй выбор вернее. Это происходит потому, что когда вы занимаетесь различными предметами( или даже разными темами из одного предмета) то в нашем мозгу задействования более сложные процессы и как следствие информация запоминаться более эффективно. Поэтому всегда старайтесь смешивать предметы при их изучении.
Пункт третий
Периодичное повторение
Повторять нужно с определенной периодичностью, то что вы пару раз смогли успешно повторить материал не означает, что вы его усвоили. Я предлагаю т.н. методику Ляйтнера (переделанную под мой лад:).
Для применения методики вам нужна коробка с 7 отделениями( или же вы может сделать ее в электронном варианте), где каждое отделение будет соответствовать той периодичности с помощью которой вам нужно повторить материал. Периодичность повторения будет следующая 1 отделение- то что нужно повторять каждый день, 2 отделение то что нужно повторять 2 раза в неделю, 3 отделение то что нужно повторять 1 раз в неделю и далее 4 отделение-2 раза в месяц, 5 отделение- 1 раз в месяц, 6 отделение-1 раз в 3 месяца,7 отделение- то что нужно повторять 1 раз в полгода.
Используем мы эту коробку следующим образом, скажем вам нужно заучить ряд терминов из психологии. Вы записываете их на флеш-карточках и помещаете в отделение №1, на следующий день вы просматриваете их еще раз и если вы смогли все вспомнить безошибочно то перекладываете эти флеш карточки из первого отделения во второе(т.е. вы должны будете повторить эти карточки 2 раза на следующей неделе) и так далее, пока игра не закончится.
Активное припоминание
Повторение при помощи активного припоминания означает, что вы должны сначала повторить материал самостоятельно без просмотра внешних источников. Если вы думаете, что заново перечитывая главу книги вы ее повторяете, то вы ошибаетесь. Для того чтобы повторять информацию по настоящему эффективно вы можете применить следующие методики:
1. Начните отвечать на вопросы, которые даны в конце главы.(обычно во всех учебниках есть такие)
2. Вы можете придумать свои собственные вопросы. Подумайте какие вопросы наилучшим образом отражают те главные идеи, которые изложены в данной главе.
3. Попробуйте составить кроссворд по данной теме.
4. Нарисуйте комикс, который хорошо иллюстрирует идеи изложенные в главе.
5. Объясните тему кому то.
6. Напишите эссе по этой теме.
7. Пользуйтесь флеш-карточками.
После того, как вы закончили вышеперечисленные упражнения вам необходимо сверить ваши знания с самой главой и выявить где у вас пробелы т.е. места которые требуют улучшения и изучить те части еще раз. Постарайтесь каждый раз применять различные методики повторения, для того чтобы вам было интереснее а ваш мозг запоминал эффективнее.
Придерживаться этих 3 подходов поначалу очень непривычно и вам будет постоянно казаться, что те методики которые вы применяли до этого более эффективны, однако если вы будете придерживаться этих правил результаты ваших экзаменов покажут обратное.
Итак то что вам нужно это активно осмысливать полученную информацию, смешивать изучение различных предметов и активно повторят полученную информацию.
Надеюсь, что вооружившись этими знаниями вы сможете улучшить свои оценки как это сделал я в свое время.
Это новый блог и я буду рад вашему фидбеку. Если вам показался интересным материал статьи то поставьте ему лайк снизу. Если же вы считаете, что эта тема неактуальна то ставьте палец вниз.