kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
1

Избранное кино месяца: ноябрь 2019

После смены главного редактора сайт Sight & Sound перестал аккуратно вести рубрику «Фильм недели», вследствие чего пришлось, дабы не бросать начатое незавершенным (хотя бы до подведения итогов 2019 года), самостоятельно отбирать еженедельные рекомендации из вывешиваемых журналом рецензий – благо количество последних не уменьшилось, если не увеличилось. Составленный из этих ноябрьских фильмов список отличает серьезность и даже мрачность дискурса, на контрасте с чем в лучшие казахстанские релизы месяца определена интонационно полярная, хотя отнюдь не бездумная «Прекрасная эпоха», артикулирующая французские «поиски утраченного»

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса

В словосочетании Belle Époque заключена давняя мифологема про идиллический взгляд на прошлое, но безусловно учитывающий ее фильм, вторая постановка французского актера и режиссера Николя Бедоса, больше напомнил о «Меж двух времен» Джека Финнея, одном из лучших романов о путешествиях во времени. Книга описывает изящный способ посещать минувшие эпохи, не прибегая к техническим ухищрениям типа уэллсовских кресел-гаджетов и земекисовских «ДеЛорианов». Суть метода – в тщательном моделировании физических параметров прошлого и ментальном погружении в эту среду, что открывает нечто вроде портала в соответствующее темпоральное измерение.

Бедос, по сути, заимствует концепт Финнея, но в отрыве от перемещений во времени как таковых – они происходят в эмоциях и мыслях клиентов специальной службы реконструкции прошлого. Такой мотив открывает богатые возможности для комментария по поводу ностальгии, которую каждое поколение, достигая первых седин, испытывает по ушедшим дням, когда «все было душевнее и вообще лучше», и эскапизма, к коему подталкивает сегодняшняя жизнь (причем вовсе не только умудреных опытом людей). В мелодраматической картине Бедоса, взявшего в союзники звездных Даниэля Отоя, Гийома Кане и Фанни Ардан, эти возможности умело использованы.

Это очень цельный и доставляющий удовольствие фильм с красиво разработанными и прописанными характерами, которые оживают благодаря великолепному актерскому исполнению (Эйн О’Коннор, Sunday Independent)

Помимо прочего, «Прекрасная эпоха» улавливает и с долей иронии отражает эхо многочисленных киносюжетов, преимущественно научной фантастики 1990-х годов, изображающих подозрения человеческого разума в срежиссированности реальности и шок от падения с нее искуственной завесы («Вспомнить все», «Шоу Трумена», «Темный город», «Матрица»). Но вместо того, чтобы играть на онтологических страхах и манипулировать киберпанковскими фантазмами, Бедос предлагает зрителю приятную игру. В его по-французски очаровательной лирической истории герои сами спешат погрезить наяву, но без разрушающей рассудок потери связи с действительностью.

ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА

La Belle Époque

Автор сценария и режиссер Николя Бедос

Оператор Николя Больдюк

Музыка Николя Бедос, Анн-Софи Ферснайен,

Художник Стефан Розенбом

В ролях Даниэль Отой, Гийом Кане, Фанни Ардан, Дория Тилье, Микаэль Коэн, Пьер Ардити

Les Films du Kiosque, Pathe, Orange Studio, France 2 Cinema, Hugar Prod, Fils, Umedia, Canal+, Cine+, France Televisions, La Banque Postale Image 12, Indefilms 7, SG Image 2017, Palatine Etoile 16, uFund, La Region Ile-de-France

Франция, 2019

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Извините, мы вас не застали» Неутомимый патриарх социального кинематографа Кен Лоуч изготовил очередную вариацию темы изъянов неокапиталистической системы, с которыми ему не позволяет примириться его горячее сердце и совесть публициста, художника и поэта. Его новые герои-обыватели типичны – семья тружеников, по которой больно ударил экономический кризис 2008 года, оставив ее в паутине долгов и перед необходимостью из кожи вон лезть, чтобы вернуться к более достойной жизни. Соавтором Лоуча снова выступил сценарист Пол Лаверти, чьи совместные усилия («Меня зовут Джо», «Ветер, что колышет вереск», «Это свободный мир», «Я, Дэниэл Блейк»), как обычно, оборачиваются превосходным творческим результатом.

Трейлер фильма

ИЗВИНИТЕ, МЫ ВАС НЕ ЗАСТАЛИ

Sorry We Missed You

Режиссер Кен Лоуч

Сценарий Пол Лаверти

Оператор Робби Райан

Музыка Джордж Фентон

Художник Фергюс Клегг

В ролях Крис Хитчен, Дебби Ханивуд, Рис Стоун, Росс Брюстер, Чарли Ричмонд

Sixteen Films, BBC Films, BE TV, BFI Film Fund, Canal+, Cine+, Cineart, France 2 Cinema, France Televisions, Le Pacte, Les Films du Fleuve ,VOO, Why Not Productions, Wild Bunch

Великобритания/Франция/Бельгия, 2019

«Отчет о пытках» Адам Драйвер в центральной роли в снятом дебютантом Скоттом Бернсом обличительном триллере, посвященном расследованию нашумевших после событий 9/11 злоупотреблений ЦРУ – практике пыток предполагаемых террористов. «Очень уместное напоминание о важности системы сдержек и противовесов внутри конституционной демократии во времена, когда эта система, кажется, находится в большей опасности, чем когда бы то ни было», – написал Джеймс Кендрик из QNetwork о фильме, насыщенном реминисценциями на «Всю президентскую рать» Алана Пакулы (1976) и прочие шедевры конспирологического анализа взаимоотношения общества и власти.

Трейлер фильма

ОТЧЕТ О ПЫТКАХ

The (Torture) Report

Автор сценария и режиссер Скотт Z. Бернс

Оператор Эйгиль Брюльд

Художник Итан Тобмен

Музыка Дэвид Уинго

В ролях Адам Драйвер, Аннет Бенинг, Тед Ливайн, Майкл Холл, Тим Блейк Нелсон

Topic Studios, Margin of Error, Unbranded Pictures, Vice Media

США, 2019

«Родина – это место во времени» Растянутое более, чем на три с половиной часа немецкое документальное полотно, материалом которому послужили частные свидетельства и артефакты ХХ века – прежде всего письма и дневники. Озвучивающий их за кадром режиссер Томас Хайзе, немолодой уже выходец из Восточной Германии, работает с архивами собственной семьи, перебирая несущие в себе дух ушедшего времени призрачные фрагменты и осколки. В процессе неспешного возведения этой мозаики фамильно-родовая рефлексия перерастает о что-то куда большее – тревожно-атмосферное метаэссе, говорящее о таких абстрактных, но живо ощущаемых вещах, как связь поколений и историческая память целой страны. Одно из главных событий Берлинского кинофестиваля-2019.

Трейлер фильма

РОДИНА – ЭТО МЕСТО ВО ВРЕМЕНИ

Heimat ist ein Raum aus Zeit

Автор сценария и режиссер Томас Хайзе

Германия/Австрия, 2019

«Соловей» Сосланная на Тасманию ирландская каторжанка (сильная актерская работа Эшлинг Франчози из «Игры престолов») подвергается чудовищному физическому и моральному насилию со стороны британского военного, тирана и садиста, и, не найдя сочувствия у колониальных властей, берется вершить правосудие сама. В своем не просто некомфортном, а страшном и безжалостном экскурсе в историю Австралии XIX века автор инди-хоррора «Бабадук» Дженнифер Кент («Соловей» – ее вторая работа) не побоялась задеть тяжелые для бывшей метрополии темы, развенчивая миф о мягком и гуманистическом характере ее заокеанской экспансии. Притом кино скорее о другом – о радикальном женском бунте против унизительной роли в мужском мире, что делает «Соловья» родственником других разных, но имеющих общий пугающий знаменатель лент вроде «Пианино» Джейн Кэмпион (1993) и хоррор-франшизы I Spit on Your Grave.

Трейлер фильма

СОЛОВЕЙ

The Nightingale

Автор сценария и режиссер Дженнифер Кент

Оператор Радек Ладчук

Музыка Джед Курцель

Художник Алекс Холмс

В ролях Эшлинг Франчози, Сэм Клафлин, Байкали Ганамбарр, Деймон Херриман, Харри Гринвуд, Юэн Лесли, Чарли Шотвелл, Майкл Шисби, Джампиджинпа Браун, Магнолия Маймуру

Causeway Films, Made Up Stories, Adelaide Film Festival, BRON Studios, FilmNation Entertainment, Screen Australia, Screen Tasmania, The South Australian Film Corporation, Creative Wealth Media Finance

Австралия/США/Канада, 2018

Итоги прошлых месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018