kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
2

Избранное кино месяца: декабрь 2018

Не предполагал, что за ушедший год в «фильмах месяца» у меня будут значится аж две анимационные картины (за предыдущие три года не набралось ни одной). По весне конкурентов обставил «Остров собак», теперь же, при закрытии 2018-го (впрочем, не совсем закрытии – в ближайшее время надо еще подбить общие итоги года), неожиданным лауреатом становится «Человек-паук: Через Вселенные», ярко сверкнувший в декабрьском репертуаре в Казахстане.

Репертуар этот, стоит заметить, необычайной безликостью, серостью и скудостью напоминал совдеповские обои, а мое давно укрепившееся прохладно-скептическое отношение к Ларсу фон Триеру (номинально фаворитом месяца казался «Дом, который построил Джек») фактически автоматом сузило главный выбор до сопоставления двух комиксовых суператтракционов – «Человека-паука» и «Аквамена».

При всей моей любви к Джеймсу Вану его адаптация приключений героя-амфибии DC уступает в крутизне марвеловскому кино, помимо великолепной картинки, просто фонтанирующему захватывающими дух идеями и находками. Ну, а блок «фильмов недели» от британского киноинститута и его журнала в рождественский период составили два крепких режиссерских дебюта и одна насквозь традиционалистская, но симпатичная постановка

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Человек-паук: Через Вселенные» Боба Персикетти, Питера Рэмзи и Родни Ротмана

Наверняка я не единственный, кому приходится заставлять себя посмотреть очередную экранизацию комиксов (и частенько заставить получается с трудом), но свежий «Спайдермен», практически с первых кадров являя себя как произведение иного порядка, такого самопринуждения не требует. Сделанный режиссерским триумвиратом фильм, который выталкивает на авансцену нового героя, да еще в компании нескольких ипостасей из параллельных реальностей, на которые фантасмагорически расслоился классический Человек-паук, без преувеличения, феноменален и ошеломителен и идет куда дальше простых жонглерских манипуляций с героикой жанра.

Как утверждал великий и ужасный Хичкок, для фильма важны три вещи – «сценарий, сценарий и еще раз сценарий», и здесь он восхищает. Такого буйства фантазии, такой изобретательности и оригинальности, таких по-хорошему сумасшедших нарративных ходов в мировом кинематографе еще поискать. Но этот «Спайдермен», придавший паучьей франшизе уникальный объем и интертекстуальное наполнение без разрушения ее мифологии (несмотря на радикализм в отношении ее иконы Питера Паркера), отличился еще и на визуально-техническом уровне (плюс добавьте сюда превосходный саундтрек). Фильм, без сомнения, претендует на звание лучшей в истории попытки максимально адекватно передать на киноэкране эстетику комикса – задача, над которой Голливуд бьется десятилетиями без явного успеха.

Так что новым, умным, грандиозным и генерирующим безграничное удовольствие от просмотра «Человеком-пауком» Marvel не только изумительно красиво реабилитируется за утомляющую склонность к агрессивной репрезентации своего тяжеловесного, эклектичного и распухающего на глазах блокбастерного наследия. Берите сильно выше – это творчески смелая (и скорее удавшаяся, чем нет) попытка апгрейда самого киноязыка, образец новаторства, способный потрясти и массового зрителя, и высоколобого аналитика.

ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ

Spider-Man: Into the Spider-Verse

Режиссеры Боб Персикетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман

Сценарий Фил Лорд, Родни Ротман

Художник Джастин Томпсон

Композитор Дэниэл Пембертон

В ролях Шамейк Мур, Джейк Джонсон, Хейли Стайнфелд, Махершала Али, Николас Кейдж, Лили Томлин, Лив Шрайбер

Sony Pictures Entertainment (SPE), Columbia Pictures Corporation, Marvel Entertainment, Avi Arad Productions, Lord Miller, Pascal Pictures, Sony Pictures Animation Film

США, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Простите за беспокойство» Доминанта капитализма в XXI веке, межрасовые противоречия и напряжение между социальными классами обозначены в качестве ключевых тем этой гротескной, как стихийный манифест нетрезвого марксиста, завуалированной антиутопии. Раскрываются они через колоритный образ чернокожего клерка, втянутого в неравное сражение с вездесущей многоголовой гидрой, имя которой – корпоративный бизнес. Изобретательный микс сатирической комедии и магического реализма (или даже микс обломков, собранных на развалинах жанров, оставшихся после их деконструкции), дебютный фильм Бутса Райли, как пишет тамошняя критика, отмечающая также замечательную актерскую работу Лакита Стэнфилда, дает основания говорить о появлении талантливого, незаурядного киноавтора.

ПРОСТИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО

Sorry to Bother You

Автор сценария и режиссер Бутс Райли

Оператор Даг Эмметт

Художник Джейсон Кисвардей

Музыка The Coup, Меррилл Гарбус, Бутс Райли, Tune-Yards

В ролях Лакит Стэнфилд, Тесса Томпсон, Джермейн Фаулер, Омари Хардвик, Арми Хаммер, Терри Крюс

Cinereach, Forest Whitaker's Significant Productions, MACRO, MNM Creative, The Space Program

США, 2018

«Слон сидит спокойно» Невозмутимый слон – это, разумеется, эскапистский символ, а кино – о жизни и людях, и сложено оно из четырех отдельных и вместе с тем сплетенных в один экзистенциальный узел частно-бытовых историй. Их герои мечутся, тоскуют, буянят, совершают глупости и становятся жертвами случайностей, ищут пути выхода из собственной неустроенности, причиняют страдания ближним и страдают сами, делая все это без нарочитого киношного надрыва и без скатывания происходящего на экране в чернуху или вульгарный квазидокументализм в стиле «Догмы». Сильная и неординарная работа, приобретшая звучание скоропостижного завещания ввиду того, что что ее создатель, китайский писатель и режиссер-дебютант Ху Бо, трагически ушел из жизни в 29-летнем возрасте, незадолго до премьеры. Премия ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ 2018 года.

СЛОН СИДИТ СПОКОЙНО

Da xiang xi di er zuo

Автор сценария и режиссер Ху Бо

Оператор Чао Фань

Художник Сие Лицзянь

Композитор Хуа Лунь

В ролях Пэн Ючан, Ван Ювэнь, Чжан Ю, Ли Цонси, Лин Чжэнхуэй, Чжан Сяолун

Dongchun Films

КНР, 2018

«Мэри Поппинс возвращается» Спустя полвека с лишним после выхода экранизации знаменитой книжки Памелы Трэверс с Джули Эндрюс в центральной роли студия Диснея выпустила новую, но такую же фэнтезийно-музыкально-воспитательную по своей сути историю похождений самой популярной английской няни. Последнюю изображает Эмили Блант, а поставил картину по мотивам книжек-продолжений (написанных самой Трэверс) спец по бродвейским мюзиклам и романтическим феериям Роб Маршалл. Из-за кивков и реверансов в сторону классической киноленты (откуда сюда перешел, в том числе, 90-летний Дик Ван Дайк), которыми он щедро приправлен, как салат оливье майонезом, фильм больше смахивает на римейк, чем на сиквел. Что ни в коем случае не препятствует приятному времяпровождению зрителя – если, конечно, не проявлять по отношению к картине снобизм и чрезмерную требовательность.

МЭРИ ПОППИНС ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Mary Poppins Returns

Режиссер Роб Маршалл

Сценарий Дэвид Маги, Роб Маршалл, Джон де Лука

Оператор Дион Биб

Музыка Марк Шейман

Художник Джон Майр

В ролях Эмили Блант, Лин-Мануэль Миранда, Бен Уишоу, Эмили Мортимер, Пикси Дэвис, Натанаэл Салех, Джоэл Доусон, Джули Уолтерс, Мерил Стрип, Пэжм Феррис, Колир Фёрт, Дик Ван Дайк, Анджела Лэнсбери

Lucamar Productions, Marc Platt Productions, Walt Disney Pictures

США, 2018

Архив прошлых месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь

Архив прошлых лет:

2015 | 2016 | 2017