kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
3

Избранное кино месяца: август 2019

Гвоздем и эпицентром августовского прокатного репертуара был пиар-колосс «Однажды в... Голливуде», но банальная очевидность выбора месяца (и отсутствие чрезмерных симпатий к кинематографу Тарантино) заставила «ФК» пристальнее приглядеться к другим кандидатам. Наиболее достойными из них выглядели постапокалиптический «Свет моей жизни» Кейси Аффлека, франкофонская сказка «Приключения Реми» и псевдочернушный трип по 90-м «Бык», которому и присуждается победа. Тарантиновский же хит присутствует в еженедельных рекомендациях Sight&Sound, куда в конце лета также попали исповедальная картина Педро Альмодовара, голландская антропологическая документалка и женское кино, снятое по женской же книжке

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Бык» Бориса Акопова

Фильм-триумфатор МКФ в Карловых Варах (выигравший также главный приз «Кинотавра») оживляет трэшевую по картинке и настроению повестку раннего пост-совка – разруха в головах и клозетах, аура безысходности, проникновение криминальной этики во все области жизни. В гуще всего этого вынуждены существовать действующие лица, а функциями оси сюжета наделен парень по фамилии Быков и по прозвищу Бык, драматизм судьбы которого, как и требуют законы жанра, зашкаливает.

«Бык» – первая полнометражная работа вгиковского выпускника Бориса Акопова, сосредоточенная на стремлении реконструировать атмосферу все более отдаляющегося от нас по исторической шкале времени. Для того, чтобы передать пульс и нерв эпохи, автор избрал инструментарий позднеперестроечного и «ельцинского» кино (ряд прозрачных реминисценций – от «Маленькой Веры» до «Брата» – не оставляет в этом сомнений) и управляется с ним, как опытный мастер – нечастый случай, когда авторская амбиция подкреплена наличием за плечами крепкой школы.

Tакие важные вопросы, как общественные и субкультурные процессы на обломках СССР и их влияние на формирование сегодняшней реальности, требуют серьезного осмысления кинематографом, каким бы тягостным оно многим, с содроганием вспоминающим 90-е годы, ни казалось. Акопов предложил для рефлексии свой вариант – антологию мотивов, тем и образов российского социального кино конца прошлого века. Можно ли поздравить молодого режиссера с талантливым дебютом? Несомненно.

БЫК

Режиссер Борис Акопов

Оператор Глеб Филатов

Музыка Антон Булле, Борис Акопов

Художники Никита Евглевский, Ваня Боуден

В ролях Юрий Борисов, Стася Милославская, Афина Кондрашова, Егор Кенжаметов, Александр Самсонов, Игорь Савочкин, Алексей Филимонов, Сергей Двойников

ПЦ «ВГИК Дебют», Министерство культуры РФ

Россия, 2019

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Животные» Официального перевода фильма нет, и хотя здесь слово Animals явно используется в смысле «страстно увлеченные чем-то люди», не стану искать подходящие варианты заглавия типа «Тусовщиц» и прочего. Сюжет: две дикие штучки, дублинские барышни Лора и Тайлер пускаются в исследование, почти в духе феминистского сюр-шедевра Веры Хитиловой «Маргаритки» (1966), чувственных аспектов окружающей действительности. Экранизация одноименного романа (и сценария) Эммы Джейн Ансворт (2014), рисующего похождения подруг-гедонисток, роли которых исполняют Холлидей Грейнджер и Алия Шавкат, участвовала в программе Сандэнса-2019, дав повод известному критику Кейт Эрбланд для отзыва в том духе, что в картине Софи Хайд заложено тонкое понимание настоящих дружеских отношений – «того, с чем желают иметь дело немногие современные фильмы».

ЖИВОТНЫЕ

Animals

Режиссер Софи Хайд

Сценарий Эмма Джейн Ансворт (по ее книге)

Оператор Брайан Мейсон

Художник Луиз Мэтьюз

Музыка Зои Барри, Джед Палмер

В ролях Холлидей Грейнджер, Алия Шавкат, Дермот Мерфи, Эми Моллой, Фра Фри, Кваку Форчун

Closer Productions, Head Gear Films, Kreo Films FZ, Metrol Technology, Sarah Brocklehurst Productions, Vico Films

Великобритания/Австралия/Ирландия, 2019

«У камней есть законы» Авторы этнографической ленты (голландское трио Толин Александер – Лонни ван Брюммелен – Сибрен де Хаан) с загадочно-красивым «шаманским» названием, информации о которой не отыщешь на IMDb, документируют бытование суринамской общины, архаичное по своему укладу. Общину образуют придерживающиеся анимистических представлений потомки беглецов от колонизаторов Южной Америки. К обжитым ими берегам сегодня тянут щупальца урбанизация и индустриализация, и их тревоги по поводу «городов, разучившихся слушать голоса камней и деревьев», созвучны с манифестациями, набирающими ныне силу в сфере защиты окружающей среды.

У КАМНЕЙ ЕСТЬ ЗАКОНЫ

Stones Have Laws

Режиссеры Толин Александер, Лонни ван Брюммелен, Сибрен де Хаан

Нидерланды, 2019

«Однажды... в Голливуде» Насколько хрестоматийно стилизованный, мифологизированный и поставленный, настолько и хамоватый по отношению к ряду реальных персон (можно понять возмущение Полански и дочери Брюса Ли) ностальгический экскурс в околокиношные «секреты Лос-Анджелеса» полувековой давности – суть нового произведения Тарантино. Отечественный зритель наравне со всеми имел возможность оценить его и сверкающий в нем актерский состав, о которых уже сказано так много, что вместо того, чтобы добавлять к этому свои пять тиын, процитирую критика Slate Дэну Стивенс, чье мнение диссонирует с мнением большинства коллег: «Есть разочаровывающее подозрение, что причиной того, зачем он [Тарантино] взялся за связанный с [Чарльзом] Мэнсоном сюжет, было просто желание показать, что атрибуты эпохи – автомобили, костюмы, неоновые вывески, босоногие девушки-хиппи, начиненные «кислотой» сигареты – все это было ой как круто».

ОДНАЖДЫ В... ГОЛЛИВУДЕ

Once Upon a Time... in Hollywood

Автор сценария и режиссер Квентин Тарантино

Оператор Роберт Ричардсон

Художник Барбара Линг

В ролях Леонардо Ди Каприо, Бред Питт, Марго Робби, Аль Пачино, Рафал Заверуха, Тимоти Олифант, Дакота Фаннинг, Маргарет Куэлли, Эмили Хирш, Брюс Дерн, Люк Перри, Курт Расселл, Майкл Мэдсен, Зои Белл

Heyday Films, Bona Film Group, Columbia Pictures

США/Великобритания/Китай, 2019

«Боль и слава» Педро Альмодовар со своим самым, похоже, личным, в определенном смысле результирующим, итоговым в контексте его творчества фильмом, где в качестве его альтер-эго выступает знаковый для него (и всего испанского кино) Антонио Бандерас. В последнем на сегодня творении великий режиссер не превзошел сам себя – в то время как Бандерас, на чьей игре здесь держится едва ли не всё, если не сыграл свою лучшую роль, то весьма близко к тому подошел, за что и был награжден актерским призом в Канне (и там же была отмечена работа композитора Альберто Иглесиаса). Тем не менее, в активе Альмодовара – трогающее до глубины души авторское высказывание, в котором много мудрой грусти и горько-сладкой мемуарной дымки и которое наверняка будет упоминаться как его собственный «Амаркорд».

БОЛЬ И СЛАВА

Dolor y gloria

Автор сценария и режиссер Педро Альмодовар

Оператор Хосе Луис Алькаине

Музыка Альберто Иглесиас

Художник Анчон Гомес

В ролях Антонио Бандерас, Пенелопе Крус, Асьер Эчеандиа, Хульета Серрано, Леонардо Сбаралья, Нора Навас, Сесар Висенте

Canal+, Ciné+, El Deseo, El Primer Deseo, Gobierno de España, Radio Televisión Española (RTVE)

Испания, 2019

Итоги прошлых месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018