Я не считаю себя националистом. Я казах, неплохо говорящий как на казахском, так и на русском. Мне комфортно и в казахоязычной среде, и в русскоязычной. Вопрос национальности моего друга, коллеги или просто собеседника никогда передо мной не стоит в принципе. Но есть одно НО - я не люблю людей, которым не нравится моя национальность, явно ли эта нелюбовь выражается или скрыто. Нелюбовью я считаю неприязненное отношение не только к представителям этноса, но и их к языку, традициям и культуре.
И речь не только о разговорах людей, но и об информационных сообщениях, которыми явные и скрытые националисты накрывают глобальную сеть.
Я приведу всего несколько примеров, и вы поймете масштаб явления:
1. Начну с недавнего поста на Ювижн (http://yvision.kz/post/710168)
«Традиционным» людям не нравится переход казахов на прежний тип фамилии. Видите ли они не понимают, где имя, а где фамилия у Бекболата Тлеухана, Бауржана Байбека, Айдоса Сарыма. Хорошо, хоть у Жансаи Абдумалик более или менее, понятно. Ну что, я вам отвечу. Если дипломатично, то идите Вы... к Джорджу Бушу или Бой Джорджу (не знаю, где там имена, а где фамилии). Как же Хансу Кристиану Андерсену вас не хватало? Как Ли Кван Ю не запутался в своем ФИО? И как мы жили без ваших высоконаучных комментариев?
2. Постоянные ссылки на то, что казахские школы отсталые, естественно относительно русских школ. Умиляет, что рассуждают об этом люди с нулевым знанием казахского языка, соответственно, не имеющие возможности сравнить знания учеников. А то, что практически все набравшие макимальные 125 баллов на ЕНТ, именно выпускники казахских школ, в расчет не берется. Многие сильные школы уменьшают набор в русские классы. В КТЛ с этого года набора на русское отделение вообще нет. В Назарбаев-школу на казахское отделение намного сильнее конкурс, чем на русское. Сейчас в РК большая проблема даже не в отсталости казахских школ от, например, швейцарских и финских, а в том, что их не хватает (в отличие от тех же русских школ), они переполнены, в некоторых по 8 - 10 первых классов, некоторые работают в 3 смены, поэтому трудно туда пристроить своего ребенка.
3. Бред про голову Кенесары.
Речь о том, что при возвращении останков последнего Хана Казахской Орды на Родину, Казахстану обеспечен мир и благоденствие. Да, мы в это верим. Если это бред, мои высокоразвитые собратья, тогда отправьте в далекое забугорье святые мощи Сергия Радонежского и заодно мощи других Ваших святых. Тогда и будем разговаривать на равных.
4. Честно признаюсь, мне не сильно интересно мнение христиан, о том, почему не надо в Казахстане пускать в школу девочек в хиджабах. Сам я до неприличия светский человек. В мечети, конечно бываю, но редко, примерно раз в три года. Да и радикализация части населения мне, как и большинству казахов, совсем не нравится. Я больше склоняюсь к мнению, что хиджабы и "штанишки" не в наших традициях. Но выслушивать на эту тему "гениальные" изречения некоторых носителей крестика на шее (которых то и христианами назвать язык не поворачивается) мне совсем не хочется. Зачастую подобные "три копейки" раздражают. Есть хорошая русская поговорка: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Вы детей своих староверцев, всяческих "сведетелей", "белых братьев" и прочих адвентистов энного дня можете ни в школу, ни в детские сады не впускать - дело ваше. Но здесь, как бы помягче выразиться: "Ну, не ваша это война!".
5. Тупые песни Кайрата Нуртаса.
Когда так скажет казахоязычный, то я это восприму нормально, но таких я не встречал, хотя и не все нагыз-казахи - обожатели его творчества. Но если же такие слова слышу от русскоязычного, это говорит немного о другом. Кайрат Нуртас - первый из казахских звезд отказался давать интервью на неказахском языке, у него нет и не было в репертауре неказахских песен, в Казахстане он собирает стадионы, точно больше поклонников, чем любая российская звезда. И поэтому его есть кому и за что ненавидеть.
6. Жанар Дугалова, Али Окапов, Бейбит Корган, Камшат Жолдыбаева, Кайрат Баекенов (и далее по списку)? Кто все эти люди?
Я понимаю, что знание казахской эстрады у некоторых граждан Казахстана исчерпывается именами Розы Рымбаевой и Кайрата Нуртаса. Но как бы вам объяснить... У казахов есть свои любимые певцы и песни, в том числе современные. Причем их достаточно много. Я не считаю себя знатоком казахской поп-музыки, но смогу перечислить еще пару-тройку десятков певцов и певиц, и даже напеть их песни.
Если вы далеки от казахской культуры, в том числе, современной, не стоит свое невежество так "высоко" превозносить. Это невежливо.
7. «А, это же южане!»
Слушайте, ну откуда это у вас? Из ваших уст звучит ужасно. Поймите, во всех фразах южный казах, северный казах, западный казах и т.д. ключевым словом является «казах».
Не играйте в политику «разделяй и властвуй», это так очевидно и так не дальновидно.
То же самое с жузами и племенами. Есть устойчивое выражение: казахи состоят из жузов, но не делятся на них. У меня мама южанка, отец северный. В моей крови практически все казахские племена, ведь наследование генов по материнской линии еще никто не отменял.
8. С русскоязычными нужно говорить на русском языке, иначе это претеснение.
Нет проблем, я говорю с русскими на русском, с казахами на казахском. А как быть казахам, знающим только один язык, который к тому же государственный? Мои дети, а также дети моих родственников и друзей практически не говорят по-русски, они ходят в казахские дет.сады и школы. Ну и, как бы, я считаю это нормальным.
9. При Советском Союзе было лучше. Горбачев - сволочь и т.д.
Ну да, было лучше, отсутствие независимости у Казахстана многое упрощало.
10. Хохлы - фашисты!...
Ребята, когда вы описываете грехи украинцев, у меня стойкое ощущение, что про казахов говорите. Поверьте, мы тоже хотим, чтобы у нас говорили на государственном языке, и если придется будем воевать за свою землю.
"Хохлы воевали за Гитлера!" Ну, не преувеличивайте! Не все и даже не большинство.
И да, любви к Голощекину и Мирзояну мы испытываем гораздо меньше, чем к Мустафе Шокаю, хотя последний воевал на стороне фашистов.
11. Когда представители русского этноса в присутствии казахов уничижительно склоняют представителей других национальностей (в том числе своих братьев украинцев), это выглядит омерзительно.
Я с уважением отношусь к языкам и традициям других этносов. И я хотел бы ответного, хотя бы совсем небольшого уважения к нашим языку и культуре. А когда сплошь и рядом вижу, слышу и чувствую не всегда прямые, но весьма устойчивые ксенофобские извержения своих же сограждан по отношению к себе, я постепенно становлюсь националистом.