Beeline хвалит свои результаты квартала, в пятницу даже специальную вечернюю встречу с журналистами провели (она в основном касалась вопросов развития "Интернет Дома", проводил Виктор Грибан). Меня не позвали, а жаль, я бы с удовольствием зашел бы и задал несколько вопросов. Впрочем, как мне в тот же вечер рассказывали участники встречи, которым я доверяю, на вопросы журналистов отвечали неохотно и неконкретно, быстро свернули эту часть встречи. Возвращаясь к итогам квартала и 2011 года, хвалить там, если что и можно, то лишь отдельные направления, как вполне наглядно видно из цифр квартального отчета компании. В итоге только компания себя и хвалит, пытаясь внушить идею, будто бы итоги квартала и года ее радуют.
Факты, тем временем, говорят об обратном. Чехарда гендиректоров, которые меняются с незавидной частотой - это всегда зло, для любой компании. Ведь каждому новому человеку нужно еще вникнуть в происходившее на рынке, принять бразды управления. Затем он начинает "под себя" настраивать коллектив, заменяя людей, меняя цели, стиль работы. Коллектив от этого неизбежно "лихорадит". Если это происходит так часто, как это происходило с Beeline, результаты предсказуемы. Все это мы имеем в компании сегодня. А рынок не ждет, рынку нужны адекватные и оперативные реакции на изменения. Но кто будет принимать такие решения?
Взять маркетинг. Очень важное направление. И здесь тоже перемены, да еще только грядущие. И.о. маркетолога, насколько я в курсе, сейчас Павел Родин, который 6 лет назад был менеджером по связям с общественностью Южного региона "Вымпелкома". Он ли отвечает за проект виртуального оператора ДОС, который, похоже, провалился? Не важно. Важно то, что и здесь, в маркетинге, будет новый человек, который станет для Павла шефом. И тоже будет вникать в курс дела.
Сегодня Beeline разместил вакансию "Директор по маркетингу, Казахстан" (интересующиеся найдут по ссылке описание вакансии, ниже я его частично процитирую).
- Руководство функциями: маркетинг В2В, В2С, FTTB, маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, служба развития продуктов, функция управления VAS;
- Разработка структурированного портфеля продуктов для реализации целей компании по доходам и OIBDA.
- Разработка и реализация стратегического (3-5 лет) Маркетингового плана, включая стратегические маркетинговые планы по каждому из направлений бизнеса компании и сегментов рынка;
- Подготовка и реализация среднесрочного (12-18 месяцев) и краткосрочного (3-6 месяцев) маркетингового плана, определение ключевых KPI, позволяющих компании увеличивать долю рынка, достижение поставленных KPI;
- Макроэкономический и конкурентный анализ, создание системы прогнозирования рыночных показателей как по телекоммуникационному рынку в целом, так и по каждому из участников рынка (основные коммерческие KPI);
- Построение эффективной системы ценообразования, целью которой является как привлечение новых клиентов, так и максимизация маржинальности бизнеса;
- Разработка и реализация программы снижения оттока клиентов, увеличения объема пользования услугами компании существующими клиентами, формирования и развития положительного отношения к бренду, контроль здоровья бренда;
- Построение эффективной системы маркетинговых коммуникаций, контроль эффективности использования маркетингового бюджета;
- Управление разработкой и внедрением новых продуктов, формирование конкурентных преимуществ компании;
- Взаимодействие с представителями СМИ.
Как может эффективно работать на горячем, как никогда рынке Казахстана, когда у нее гендиректор еще только вникает в дела, а директора по маркетингу только начали искать? Мне кажется, что пока что никак не может.
Конечно все эти оргвопросы рано или поздно решатся. И запас времени у компании есть. Но сейчас Beeline в Казахстане, если не кризисе, то в состоянии высокой турбулентности. В KCell, наверняка, довольно потирают ручки, да и Tele2 проще атаковать рынок, пока конкурент с головой ушел в решение кадровых проблем.