kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
1

Хозяйка башмачков

Восемь лет назад в коллекцию нынешнего Павлодарского Дома географии попала пара деревянных башмачков, которые известны под такими названиями, как сабо или кломпы. В поисках именно этой обуви автор со старшим братом Владимиром обошли один из блошиных рынков в маленьком западно-германском городке. Спрашивали почти всех торговцев. Безуспешно. И, уже когда мы покидали базарчик, одна уже седая женщина сказала: «У меня дома есть то, что вы ищете».

- Я живу в Краненбурге, - сказала она. – Вот мой номер телефона. Если надумаете, приезжайте. Могу продать вам деревянные башмаки за пять евро.

Женщина написала на небольшом кусочке бумаги ручкой номер телефона, домашний адрес и имя. Её звали фрау Шправе, имени не указала. Попросила позвонить ей позже. Уже из дома набрали указанный номер телефона – наша «продавец» нашла пару деревянных башмаков и сказала, что мы можем за ними приехать…

Из городка Клеве, где живёт брат, до Краненбурга минут сорок езды. На листочке, аккуратно исписанном рукой фрау Шправе, был адрес: улица Геннепер Вег, один. Найти дом номер один на этой улице оказалось делом нелёгким. Дорога заканчивалась домами пять и четыре. Пришлось покрутиться и даже зайти в стоявший на этой улочке бар. Развернув карту городка, хозяин бара помог нам найти дом номер один на Геннепер Вег и затем, подняв глаза от карты, сказал, что уже не в первый раз вот так выручает приезжих – потому и карта всё время под рукой лежит. Оказывается, первые три дома стоят на некотором отдалении от улицы и от самого Краненбурга. Мы проехали пару-тройку километров по дороге, ведущей через поле, и остановились возле трёх двухэтажных домов.

В доме номер один проживали нескольких хозяев. Фамилии каждой семьи написаны прямо на дверях. Мы позвонили в ту дверь, где красивыми вензелями было подписано: «Шправе». Открыла знакомая нам пожилая женщина. Обаятельно улыбнувшись, она указала на деревянную лестницу, которая чуть ли не с порога вела на второй этаж. На ступенях стояли деревянные башмачки. Деревянные, чистые – явно никем не ношенные. На подошве обозначено: тридцать девятый размер.

Европейские деревянные башмаки- Нравятся? Это то, что вы искали? – спросила женщина, глядя на нас с братом.

- Конечно, мы надеялись найти для музея именно такую обувь.

– Тогда забирайте их. Бесплатно. Мне их подарили. Зачем же я с вас деньги буду брать?

Отблагодарили фрау Шправе и уехали.

***

Прошло восемь лет. В визитнице сохранилась бумажка с адресом госпожи Шправе, а потому и в памяти адресок закрепился. В декабре 2013 года мы с братом по дороге из Нидерландов в Германию ехали через Краненбург, и Вова вспомнил о нашей старой знакомой. Подъехав к дому, который теперь уже быстро нашли, просто полюбовались им, как бы убедившись, что он никуда не делся, и решили ехать домой: неудобно было заходить к ней с пустыми руками. Но увидеть фрау Шправе, спустя столько времени, безумно хотелось.

Вернулись в Клеве. Через несколько дней распечатали на цветном домашнем принтере три фотографии с выставок и мероприятий Павлодарского Дома географии, где фигурировали башмаки. Взяли с собой казахстанский шоколад, которые вообще-то я брату гостинцем привёз из Павлодара, и вечерком специально отправились в Краненбург. Номера телефона старушки у нас не было, так что предварительно ей не звонили, хотя у немцев не особо-то принято ездить в гости, не договорившись об этом заранее.

Я волновался. Увидела старушка из окна, что мы ходим возле дома и ищем дверь квартиры, где она живёт, и вышла. «Фрау Шправе?» - спрашиваю. «Да», - произнесла невысокого роста, седая женщина с приятной улыбкой. Посмотрела на меня, на Вову. Напомнил ей, что в 2005 году она дарила нам деревянные сабо. Хозяйка была тронута. Показали ей снимки, рассказали коротко о том, что хотим создать Дом географии, в котором будут вот такие национальные атрибуты, так что её подарок нам очень даже пригодился. Оставил старушке свою визитку, на задней стороне которой Вова ручкой написал номер своего домашнего телефона: чтобы, не стесняясь, обращалась за любой помощью.

Было видно, что фрау Шправе была очень тронута нашим вниманием, а столь нежданным визитом удивлена. Она предложила пройти и выпить по чашечке кофе – вежливо отказались. Неудобно было беспокоить пожилую женщину, которая вообще-то могла отдыхать в конце дня.

- Скажите, а в Германии такие деревянные башмаки носили? – спросил брат.

- Честно сказать, даже не знаю, - сказала она. – Я перебралась в Краненбург с севера Германии. Мне их подарили.

Пожали тёплые руки фрау Шправе и, оставив свои скромные гостинцы, уехали. Так пока немногочисленные экспонаты Павлодарского Дома географии «обрастают» интересными фактами своих биографий.

***

Деревянная обувь как элемент традиционной национальной одежды в Европе обычно использовалась рабочими в качестве удобной и дешёвой защитной одежды на фабриках, шахтах, фермах. Во Франции деревянные башмаки называются сабо, в Нидерландах — кломпы, в Литве — клумпес, в Германии - хольцшуе. Традиционно их изготовляют из различных видов древесины (из ивы, тополя, берёзы, бука и других). Существует множество разновидностей деревянной обуви, в зависимости от страны в которой они сделаны: туфли на каблуке, ботинки и даже сандалии. Страны и географические районы, в которых распространена деревянная обувь: Нидерланды, Бельгия, Галисия и Кантабрия в Испании, а также Литва, Дания и Швеция.