kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
2

Геноцид армян эпилог ли???

В первой статье, https://yvision.kz/post/760833, указано сообщение американского журналиста и путешественника по Малой Азии д-р В. Эллиса, который делится своими путевыми заметками. Это сообщение не имеет конца текста и заканчивается как репортаж. Эту самую статью перепечатала газета «Сибирская жизнь» 4 февраля 1917 года.  В ней эта заметка опубликована полностью и конец передает весь УЖАС происходящего и действительное ГОРЕ армянского народа.

«Люди, никогда не испытавшие собственным носом страшного зловония, исходящего от разлагающихся трупов - люди, никогда не видавшие истощенных тел, умирающих от голода и валяющихся по дорогам армян; люди, не бывшие очевидцами и не слышавшие собственными ушами той невыразимой, грязной, чисто – восточной брани, летевшей из уст зрителей, и той утонченной жестокости, с которой эти зрители обращались с несчастными, беззащитными и беспомощными жертвами, часто понять не могу почему американцы, живущие в Турции, готовы одобрить какие угодно средства, лишь бы прекратить все эти ужасы.

Нет, а я скажу: «Мы не понимаем равнодушного отношения к этим ужасам со стороны Америки.
Если бы вам пришлось видеть, как умирающая старуха своими собственными руками выкапывает себе неглубокую ямку-могилу, как она укладывается в нее, стараясь засыпать себя и прикрыть чем - нибудь сверху, из боязни, чтобы собаки, которые бегают по дорогам и пожирают тела, не съели ее заживо, - о, я посмотрел бы, что бы вы сделали и сказали!».

Члены Европейской комиссии решили воздержаться от празднования 100-летней годовщины с начала Первой мировой войны. Но день памяти начала кровавой бойни все-таки освещался в прессе. И некоторые эпизоды остались в памяти народа и кровавые итоги тех лет до сих пор не могут признать и осудить правительства участников тех событий.

Может быть, моральная эволюция народов, поможет в будущем избегать подобное, что было в Турции 100 лет назад и поможет осудить и сегодняшний приток неонацизма в Европе и события на Украине.
Так пока вернемся к хронике 100-ней давности:

На заседании Государственной Думы 13 декабря 1912 г. Милюков поднял армянский вопрос: - «Положение армян в Ванском санджаке и в соседних местностях, сплошь или в большинстве заселенных армянами, нам безразлично быть не может»…

Эту тему продолжил ранее управляющий Кавказом, генерал-адъютант граф Воронцов Дашков: - «Никакого сепаратизма среди кавказских армян не существует, это позволял я себе свидетельствовать в 1907 году, когда не утихла еще смута.. и снова я подтверждаю это в настоящее время. Уже 6 лет тому назад, я, доказывал...,  что армянский вопрос в империи, мы сами создали неосторожным обращением с религиозными и национальными возрениями армян»...

- «Положение армян остро ухудшилось как раз после освобождения славян в Европе от турецкого владычества. Это обострило ненависть к ним и до некоторой степени было причиной ужасных погромов в вилайетах Эрзерума, Вана и др. С 1894 по 1896 г. среди мира, которым пользовалась Турецкая империя, армян начали систематически вырезывать ... Целые кварталы в Константинополе были залиты армянской кровью. Жертвы насчитывались десятками тысяч. Армяне взывали к Европе о помощи».

Но Европа не пошла дальше платонического сочуствия.

Правительство Турции в тот период возглавляли выпускники прусской школы, некоторые были даже подданными государства Вильгельма II.

В апреле 1911г. военный министр Франции Жокнар,  добыл, официальный секретный рапорт, штаба германских войск, от 19 марта об усилении германской армии.

Этот документ чрезвычайно поучителен: «Надо приучить народ думать, что наступательная война с нашей стороны есть необходимость, чтобы сразу положить конец провокациям противника... Нужно вести дело так, чтобы, под гнетущим впечатлением огромных вооружений, значительных жертв и напряженного политического положения, взрыв рассматривался, как избавление, потому что после него наступят десятилетия мира и процветания, как после 1870 г.»

Не эта ли идеология стала определяющей политику Турции и ее генералитета. И вступление ее в войну можно полагать была идея взять реванш за потери славянских земель в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

За поставленную военную технику и вооружения, как отмечали публицисты того времени, Турция заплатила самую, дорогую цену – поставками зерна.

Полуголодные солдаты турецкой армии не гнушались грабить и своих единоверцев, но особенно доставалось христианам – грекам, армянам и др.

Обывательская аксиома: «Если дома нет воды…» стала определяющей силой для народа Турции, тогда же газета «Тасфири-Эфкиар» публикует текст  фетвы (призыв к газавату), в которой призывают все народы Османской империи сплотится для общей борьбы против неверных, кроме немцев и их союзников.

Кади Медины и стража гроба Магомета в Мекке согласны поддержать Газават против всех христиан,  но недоумевают почему  в фетве избирательное отношение к народам. И отказываются выступать, как и многие племена арабов.

1915 год стал пиком жестокости и угнетения армянской нации, пресса всех стран запестрела сообщениями с Турции.

Германским и австрийским военным разрешено вступать в турецкую армию. Немецкий и турецкий консул в Персии Пужен снабжает оружием и оплачивает курдским племенам набеги на христиан. Фетва среди малограмотных курдов служит «членским билетом» для заработка по всей территории Османской империи.

Фанатиками разносится молва: «хаджи-Вильгельм» прямой потомок сестры Магомета.

Зверства в Турции не проходят мимо внимания английской палаты лордов. 23 сентября, Кромер обратился к правительству с вопросом, получено ли им подтверждение газетных сведений о возобновившихся в широких масштабах избиениях армян и имеются ли доказательства причастности к избиениям чинов германской консульской службы.

800,000 жертв, - цифра, о которой говорят газетные сообщения, - по мнению Кромера, совершено невероятна…

Отвечавший от имени правительства лорд Крю подтвердил палате, что от британского консула в Батуме получено сообщение, где консул прежде всего описывает потрясающие жестокости, имевшие место в Сасунском округе, где население совершено истреблено, исключая немногих, успевших бежать. Что касается участия в избиениях германских агентов, то официальных подтверждений этого факта нет. Нельзя доказать, что немцы поощряли так или иначе избиения.

Однако судя по рассказам живших в Турции американцев, немцы вообще ведут себя так, что считать эти известия неправдоподобными не приходится…

Большое впечатление произвела речь Брайса, где он на основании собранных данных из разных источников должен с печалью, признать, что цифра 800.000 погибших с мая текущего года, к несчастью, является вполне правдоподобной.

Это – обдуманная и систематическая политика убийств. Эта политика проводится уже в течении значительного времени той шайкой, в руках которой находится турецкое правительство.

Во время трапезундских избиений все армянское население, которое насчитывала от 8.000 до 10.000 было истреблено в один день по приказу из Константинополя.

В русской прессе  было опубликовано «Письмо из – за границы».
Неслыханно жестокая и жуткая трагедия, совершающаяся в Армении, приковала к себе внимание всего человечества.

Лишь в Германии очень долгое время не хотели верить в правдивость рассказов о турецких жестокостях. В настоящий момент, однако, и в германской печати есть достаточно много фактов, которые подтверждают наличность этих жестокостей и изображают их в голом, не прикрашенном виде. Должен, впрочем, оговориться, что факты эти сообщаются не общей печатью. Здесь все еще царит довольно оптимистическое настроение. Сведения об армянской трагедии мы находим, главным образом, в специальных миссионерских изданиях, откуда они в урезанном и подчищенном виде просачиваются и в другие издания.

Позвольте мне привести вам без всяких почти комментариев один документ, заимствованный из журнала германских протестантских миссий «Allgemeine Missions Zeitschrift».

Дело идет о рассказах очевидцев германских миссионеров. Поэтому ценность сообщаемых ими фактов особенно велика. Вот отрывки их рассказов.

«Турецкие солдаты, свидетели совершавшегося, рассказывали нам, что женщины на коленях умоляли о пощаде и что многие из них сами бросали в реку своих детей. И когда мы спрашивали их с ужасом: - «Значит, вы стреляете в женщин и детей?»
они отвечали:  - «Но что же делать? Нам приказывают».

Вечером мы прогуливались с одним из наших друзей, М. Г..., перед домом. Мы встретили жандарма, который рассказал нам, что толпа женщин и детей из Байбурта должна пройти ночью в местности, отстоящей всего в десяти минутах от госпиталя. Он сам помогал, гнать их, как скот. И он рассказал нам с деталями, вызывающими дрожь до жути, как с ними обходились во время пути. Их без перерыва вырезали. Каждый день убивали и сбрасывали в пропасть от десяти до двенадцати женщин. И раздробляли черепа детям, которые не могли идти.

Грабили. Насиловали. «Я сам лично, - добавил жандарм, - похоронил голые трупы пяти женщин. Пусть Бог зачтет мне это».

На следующий день, рано утром, мы услышали, что проходят жертвы, обреченные на смерть. Мы присоединились к ним и проводили их до города. Их несчастие неописуемо. В абсолютном молчании дефилировали они, большие, маленькие и старцы, обремененные годами, которые только с большим трудом держались на своих ногах.

Все они шли, чтобы быть связанными вместе и сброшенными с обрывистой скалы в волны Евфрата. «Теперь так действуют, - рассказывал нам грек-извозчик: - видать, как плывут трупы по течению реки»...

Это холодило кров в жилах.

Наш жандарм рассказал нам, что он только что сопровождал из Мама-Шатум, местности, расположенной в двух днях езды от Эрзерума, до Комаха подобную же толпу из трех тысяч женщин и детей. «Все истреблены!» - добавил он.

Мы: - «Если вы хотите убить их, то почему не делаете вы этого в их деревнях? Для чего причиняете вы им, предварительно, эти неслыханные страдания»?

Он: - «Так - очень хорошо. Нужно, чтобы они мучились. И затем – что делали бы мы с трупами? Они стали бы гнить»...

Между 10 и 30 мая арестовали еще 1200 почетных армян и др. христиан без различия вероисповеданий, в вилайетах Диарбекира и Мамурет-уль-Азиса. 30 мая 634 из них были посажены на лодки на Тигре под предлогом, что их отправляют в Моссул. Адъютант местного вали и пятьдесят жандармов сопровождали отряд.

Некоторое время спустя после отъезда у пленников отобрали деньги (6000 ливров), затем их одежду и, наконец, сбросили их самих в реку. Жандармы, находящиеся на берегу, отталкивали их от берега. Одежда этих несчастных была продана на базаре в Б...

В течении месяца почти каждый день, видели трупы, плывущие по течению Евфрата, часто связанные по два и по три вместе.

Трупы, выбрасываемые на берег, пожирались собаками и ястребами. Для подтверждения всего этого есть многочисленные германские свидетели-очевидцы.

Один чиновник с Багдадской железной дороги рассказывал, что «в Биреджике тюрьмы наполняются днем и освобождаются (в Евфрат) ночью. Германский капитан кавалерии видел между Диарбекиром и Урфой бесчисленное количество трупов, которые лежали непогребенными по сторонам дороги»... •*

И так дальше - все жуткие, холодящие кровь в жилах картины... Я просил у читателя позволения привести этот документ без комментариев. Да и что можно сказать еще? Что можно добавить? Чем, какими словами и красками, можно дополнить то, что рассказал совершенно беспристрастный и незаинтересованный в сгущении красок очевидец? Его сжатый, скупой на слова рассказ туманит мозг больше и действует на нервы сильнее, чем самые красноречивые комментарии.

Силу влияния этих рассказов, этих впечатлений очевидцев чрезвычайно верно оценило германское правительство, когда оно 10 ноября 1915 г. Запретило воспроизведение в прессе фактов, сообщаемых в миссионерских отчетах...

Что касается турецкого правительства, то оно уже не в силах более отрицать свое жестокое преступление. Косвенно оно признает его, стараясь смягчить и «объяснить». Нью-Йоркская арабская газета «Hoda» пишет поэтому поводу:

«Турция публикует в первый раз официальное сообщение относительно резни в Армении, в ответ на настойчивое давление Америки. Это сообщение, как и следовало ожидать, переносит ответственность за истребление на самих армян, которые для того, чтобы добиться независимости, выработали будто бы и проект сбросить Турцию, оказавши помощь русским. В виду такого положения, признает турецкое правительство, оно не в состоянии было подавить взрыв фанатизма, вспыхнувшего в населении, которое и учинило печальные события. Как могло турецкое правительство, вынужденное бороться против четырех великих держав на трех театрах войны, вмешаться всюду и остановить население, восставшее против армян? Однако, оно сделало все возможное, чтобы защитить жизнь и имущество последних. Отряд предназначенный для этой цели, потерял половину своих людей убитыми восставшим населением. Были установлены также гражданские комиссии для исчисления убытков и установления ответственности. Что же касается вопроса о выселении, - добавляет сообщение, - это мера чисто военная, продиктованная потребностями национальной обороны».

Я счел нужным привести это сообщение, чтобы дать читателю возможность сопоставить официальное объяснение событий с тем, что видели и слышали германцы-миссионеры. Сопоставление это вдребезги разбивает официальное объяснение. Тусклые затасканные доводы турецкого правительства совершенно блекнут перед яркостью красок той картины, которую рисуют очевидны. И совершенно ясным становится, что если и делало что-нибудь турецкое правительство, то уж отнюдь не «для охраны жизни и собственности» армян.

Интересно отметить, что германское правительство «объясняло» своим народным представителям армянскую резню так же, как и само турецкое правительство.

Рука руку моет. Однако, не подлежит никакому сомнению, что факты, сообщенные миссионерами, породили в лучших умах Германии тревогу и недоверие. К сожалению, благодаря запрету воспроизводить в пpeссe «факты, сообщаемые в миссионерских отчетах», эта тревога и опасение не передаются в массы, и широкие народные круги Германии армянскую трагедию продолжают считать выдумкой врагов, в лучшем случае преувеличением.
Швейцария.   Д. Страхов.
P.S.

Турецкий министр внутренних дел, Талаат-бей, на вопрос о резне армян в Трапезунде  корреспондента «Berliner Tageblatt»  заявил: «Мы - не дикари. Когда я узнал о печальных событиях, имевших место в Армении, я не мог спать в течении многих ночей (?!). Лица, виновные в непринятии надлежащим мер к предотвращению этих ужасных событий, уже понесли наказание.

«Однако, - оговаривается дальше «чувствительный» турецкий министр, - нас совершенно напрасно упрекают, будто там, где дело идет об армянах, мы не разбираем ни правых, ни виноватых. Это, может быть, и так,
но разбираться абсолютно невозможно, ибо армяне, сегодня невиновные, завтра могут оказаться виновными.

Сохранение турецкой империи должно все оправдать, и наши действия диктуются исторической необходимостью и национальными интересами».