kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРАХ АРКАДАГА

Экономика "понтов" Туркменистана терпит полный крах. Когда Г.Бердымухамедов стал президентом в 2007 году, Туркменистан переживал свой золотой век. Цены на основной экспортный продукт - газ стабильно росли, и на пике его стоимость даже превышала 400 долларов за тысячу кубометров. Валюта текла в казну рекой. Но таким же потоком из нее вытекала.

Чтобы ответить на вопрос, куда пошли эти миллионы и миллиарды, нужно учитывать одну значимую туркменскую специфику. Валютной выручкой в стране распоряжается один человек - глава государства, и он единолично решает, на что ее тратить. Это практика берет начало со времен Ниязова, и Бердымухамедову она пришлась по душе.

Высокие цены на углеводы открывали перед страной, обладающей крупнейшими в мире запасами природного газа, возможности по развитию той же химической промышленности, позволяя диверсифицировать экономику и слезть с газовой иглы. Но ресурсное "проклятие" Туркменистан не обошло стороной. Вместо этого руководители страны предпочли тратить деньги на "красивые картинки". Ашхабад по помпезности и величию чуть-ли не стал вторым Нью-Йорком или Дубаем. Бердымухамедов заботился навязчивой идей - превратить каспийское побережье страны во вторую Мальорку.

Как следовало ожидать, ничего путного из этих затей не вышло, хотя денег угробили уйму. Результаты транжирства и упущенных возможностей по диверсификации и развитию экономики в условиях благоприятной внешней конъюнктуры дали о себе знать после падения цен на энергоносители и резкого сокращения поступления валютной выручки. За два года страна скатилась до полномасштабного кризиса, и сегодня света в конце тоннеля не видно.

А на современном этапе в связи с сохраняющимися низкими ценами на углеводороды и усиливающимся финансовым кризисом, социально-экономическая ситуация в Туркменистане продолжает оставаться крайне нестабильной. Из-за дефицита доходной части бюджета, уменьшения объемов инвестиций, в стране наблюдаются задержки выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций.

На днях, в Дашогузском и Лебапском велаятах зарплату за сентябрь месяцы текущего года с большим трудом выплатили работникам здравоохранения и народного образования.

Кроме того, без предупреждения снижают заработную плату работникам нефтегазовой отрасли.

Кризис поразил и государственные предприятия, работающие на внутренний рынок. Дефицит наличности и задержки с выплатами заработной платы стали хроническими проблемами. Пришлось вспомнить опыт конца 90-х, когда работникам выдавали зарплату продукцией, которую они сами производят. Например, в государственном животноводческом объединении "Туркмен маллары" зарплату выдают... баранами. За одно животное списывают 270 манатов долга.

Аналогичная ситуация наблюдается и в большинстве других производственных предприятиях Туркменистана, что способствует росту недовольства и социальной напряженности среди населения.

Сложившаяся ситуация привела к активизации миграционных процессов в зарубежные страны. В частности, в течение последних трех месяцев жители г.Ашхабат, в основном русскоязычные, намерены выехать на ПМЖ в Россию. И так населения мало в этой стране, так и последние хотят уехать.

Опять-таки ситуацию усугубляют проводимые грандиозные строительные работы по подготовке к «Азиаде 2017», куда привлекаются значительные финансовые средства из бюджета страны.

Сегодня Туркменистан уже оказался на грани банкротства, валютные резервы тают на глазах. Особенно заметна неспособность Туркмении гасить долги иностранным компаниям. Крупнейший государственный монополист -концерн "Туркменгаз", по состоянию которого можно судить об общем здоровье страны, имеет общую задолженность перед зарубежными партнерами в $700 млн. Конечно будет предприятие в долгах, потому что все доходы от природных ресурсов тратятся на строительство помпезных дворцов и оседают в харманах бесчисленных родственников и коррумпированных чиновников.

Отсюда вытекае и плачевная статистика. Если в 2015 году бюджет Туркменистана составлял около 28 млрд. долларов, то 2016 году за счет инфляции и девальвации маната снизился до 17 млрд. долларов.

В целях снижения уровня социальной напряженности и недопущения возможных волнений среди граждан, хякимликам дано указание изыскать возможность выплачивать работникам бюджетных организаций премии в честь различных государственных праздников.

Финансовый кризис, о котором все говорят, во всю гуляет в Туркменистане: повсеместные сокращения кадров, проблемы с обеспечением продуктами питания, проблема нехватки национальной валюты, проблемы с банкоматами, проблемы с зарплатами, и все остальное.

Проблемы, проблемы и еще раз проблемы. И то, что Бердымухамедов на последнем правительственном совещании, которое было посвящено подготовке к Азиаде, устроил выволочки, критиковал исполнителей, тоже свидетельствует о том, что казна пуста. Восток, торговля если хочешь козу, то проси верблюда. Вот и пытается президент забрать верблюда, и если получиться, то без денег.

Помнится как-то на заре независимости президент Ниязов обещал, что через 30 лет туркмены будут жить как в Кувейте. Возможно, он не слукавил, но умолчал об одной мелочи: для этого туркменам придется перебраться в тот самый Кувейт, пока хотя бы в роли гастрбайтеров.