Самостоятельное независимое существование на постсоветском пространстве бывших союзных республик позволяет сделать вывод, что сумели достичь успехов в своём развитии лишь те, которые не формировали свою современную политику на основе отрицания великих достижений советского и имперского прошлого.
Это наглядно видно на примере нашего Казахстана и Беларуси. В то же время страны Балтии, Молдова, не говоря об Украине, продолжают падать в пучину экономической рецессии. Все эти явления сопровождаются падением уровня жизни населения и ростом социально-политической напряженности.
Совершенно очевидно и не требует никаких дополнительных доказательств то, что после распада СССР к власти в вышеозначенных государствах пришли силы, которые начали их строить на основе безудержного отрицания совместного с русскими прошлого.
Здесь невольно напрашивается аналогия с большой семьей, которая, несмотря на разногласия и порою даже скандалы, все равно сохраняет семейные узы. Как и в семье, во взаимоотношениях казахов и русских были и плохие, и хорошие страницы.
Историки современного Казахстана, оценивая потери казахов в войне 1723–1729 годов, говорят примерно о 700–800-х тысячах человек. Но насколько верна эта оценка?
В частности, в какой степени можно доверять народным преданиям и вообще фольклору при оценке потерь 200-летней давности?
Разрушительные последствия джунгарского нашествия в Казахстан и Среднюю Азию были воистину огромны. В народной памяти они остались как "Актабан шубрынды" —эпоха всенародного бедствия, когда погибли тысячи мирных жителей, пришли в упадок многие города, опустели кочевья. Справедливости ради надо отметить, что нападения казахских дружин на Джунгарию, особенно в 50-е годы XVIII века, были не менее губительными для ойратов.
Отличие же настоящего историка от писателя и публициста состоит в том, что первый обязан пользоваться только объективными данными, а второй имеет право на авторский вымысел, размеры которого зависят только от таланта и совести.
В этой ситуации непонятна позиция тех казахстанских историков, которые то и дело сетуют на отсутствие наших исторических источников, которые то ли были, то ли не были уничтожены во времена российской императрицы Екатерины Великой, и при этом ссылаются на иранские, китайские или даже армянские свидетельства. Возникает резонный вопрос: в какой степени им можно доверять?
Кроме этого, стоит задуматься над тем, каким образом в XXYII-XXVIII столетиях, не говоря уже о более ранних временах, можно было хотя бы приблизительно подсчитать население казахов в наших бескрайних степях? И как сейчас понять, кого из них можно после бесчисленных миграций, переселений и войн отнести к предкам современных казахов, а кого -- нет?
К слову, последствия современных военных авантюр США и НАТО на Ближнем Востоке и Югославии только за последние 25 лет в отношении гибели людей принесли жертв гораздо больше, чем последствия казахо-джунгарских войн, не говоря уже о Второй мировой войне...
В рассматриваемый исторический период, то есть, 20-е -- 30-е года XXYIII
столетия императорская Россия рассматривала и Китай, и Джунгарию как угрозу на своих азиатских рубежах и, естесственно, искала себе союзников. В 1734 году, заключив в 1734 году перемирие с цинским Китаем, правитель Джунгарии Галдан Цэрен перебросил свои армии в Южный Казахстан и в тече ние этого и следующего года вновь подчинил своей власти Старший жуз. В 1739 году джунгарские войска обрушились на Средний жуз, разгромили его ополчение и дружины, захватили в плен многих султанов и батыров, в том числе и султана Аблая. В ответ российское правительство заняло жесткую позицию сдерживания нападающей стороны и обороны своих новых подданных, хотя и не без некоторых опасений: «Иметь от зенгорских калмык крепкую предосторожность, — говорилось в указе правительства от 9 августа 1740 года Оренбургской экспедиции, — чтоб от них к стороне российской ни малейшей обиды причинено быть не могло. Барак-султану, также и Джанбек-батырю по необходимой нужде помогать порохом и другими потребности, кроме пушек и ружья, в чем возможно без излишества».
Когда джунгары в 1741 году вторглись на земли Среднего жуза, оренбургский генерал-губернатор Неплюев командующему дал начальнику Уйской линии полковнику Останкову следующие указания: «зенгорские калмыки на подданных Е. И. В. киргис-кайсаков будут паки нападать и их раззорять... а киргис-кайсацкие владельцы будут просить защищения, в таком случае оным владелцам и старшинам имеете вы объявить, чтоб они с улусами своими ближе к новым крепостям кочевали и расположили свои улусы в самых крепких и безопасных местах, а владелцов и лутших старшин с немногими людми... в крепость впустить».
В случае нападения джунгар на сдвинувшиеся под защиту русских крепостей казахские улусы «вывесть регулярных и нерегулярных людей потребное число и несколько пушек и такою партиею улусы их прикрыть».
Такие же указы и инструкции были разосланы и другим русским пограничным командирам.
Согласитесь, что подобное поведение никак не свидетельствует о желании российской короны толкнуть джунгар на уничтожение казахов.
А в 1742 году в Джунгарию из Оренбурга было отправлено специальное посольство во главе с майором К. Миллером. И российское правительство официально потребовало от хана Джунгарии Галдан-Цэрена прекратить нападения на казахов Младшего и Среднего жузов, как на принявших российское подданство, чему остались свидетельства не только в России, но и в Китае.
После этого джунгары отпустили из плена из плена 35 казахских султанов и других знатных людей, в том числе и султана, в будущем с 1771 года — хана) Аблая. В дальнейшем именно с Аблаем Галдан-Цэрен подписал в дальнейшем мирное соглашение.
Однако в этом же 1742 году Галдан-Цэрен начал убеждать казахов не только платить дань джунгарам, но и, отказавшись от российского подданства, "перейти под его руку".
Джунгарский хан обещал отдать казахам во владение города и оазисы по реке Сыр-Дарье, в том числе древнюю столицу казахов Туркестан. Джунгарские посланцы убеждали отказаться от российского подданства и начать совместно с джунгарами войну против России. В послании к хану Абулхаиру Галдан-Цэрен писал, что «напрасно он, хан, в подданство российское вступил, ибо де российские люди пахотные и того одного смотрят, чтоб токмо города строить и привести киргиской народ в такое разорение, как Нижние калмыки и башкирцы приведены».
В Среднем жузе джунгарские послы говорили найманскому султану Бараку: «Русские де люди, у них зенгорцов Иртышом, а у вас де отняв, Яикомреками завладели... а затем де уже и так забратся не оставят, что кочевью их места не будет и тако де, что вы думаете, а мы де своего неуступим и что де они на Иртыше построили, то де все збивать будем...или нынешней зимою или будущею весною» .
Бараку обещали отдать несколько городов во владение, «в том числе отцовского города именем Инака (где ханствовал отец его ТурсунPхан), чтоб быть ему у него в подданстве» . Авторитетного в Степи батыра Джаныбека хунтайджи обещал ввести в состав своего правительства и «учинить в своей землице знатным человеком».
Весной 1742 года собрание знати Младшего жуза приняло решение признать подданство джунгарского хана. Это поддержали многие султаны и старшины Среднего жуза . А хан Среднего жуза Абулмамбет, султаны Аблай, Абулфеиз, Нияз и многие другие отправили своих заложников в Джунгарию.
Совершенно очевидно, что после своего проникновения в Зауралье и Сибирь (можно называть это как угодно -- хоть присоединением, хоть колонизацией, суть дела от этого не изменится) русские столкнулись с двумя могущественными соперниками -- цинским Китаем и Джунгарией. Казахское ханство по своим возможностям и ресурсам в случае его присоединения к одному из врагов Российской империи -- Джунгарии, могло бы его значительно усилить.И, разумеется, русским это было нельзя допустить. Но если джунгары, стараясь обрести власть над казахами, их безудержно убивали, то русские, согласно известным историческим источникам, предпочитали приобрести расположение жузов мирным путём.
Что же касается так называемой "помощи" России в вооружении Джунгарии, и тут есть много вопросов. Известно, что производством пушек в Джунгарии занимались в основном русские пленные либо беглые мастеровые со знаменитых Демидовских заводов. Ни одного исторического документа, хоть как-то зафиксировавшего переговоры между Российской империей и Джунгарией по поводу оказания ею помощи джунгарам в развитии оружейного дела, нет. Более того, Россия постоянно требовала от джунгар выдачи беглых мастеров.
Можно, разумеется, предполагать, что такие переговоры и даже действия были в реальности, а русские потом уничтожили все источники, но это будет уже не история, а буйные фантазии.
Историк может и должен руководствоваться только объективными фактами.
Пока же факты остаются фактами: казахи и русские жили вместе на продолжении столетий, взаимно обогащая свои культуры. Есть масса смешанных браков, много русских живут в Казахстане, а казахов -- в России.
И сеять историческую ненависть между нашими народами после стольких лет совместной истории преступно.
Ойратами называли лесных монголов, обитавших в горно-таежных районах Прибайкалья, Верхнего Енисея, в районе Саян и Приангарья . В китайских хрониках они фигурируют под названием элетов или олётов, мусульманским народам были известны под именем калмаков, русским — калмыков. Этноним джунгары (чжунгары) появился во времена Чингис-хана, власть которого над собой ойраты признали добровольно.