kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

ДУМКаз стране не товарищ

Проблема религиозного экстремизма является очень актуальной в условиях современного Казахстана. Но, несмотря на относительно благополучный общий фон, за последние годы наблюдается тревожная тенденция превращения религиозного экстремизма в одну из серьезнейших угроз внутренней безопасности.

Сегодня ислам в Казахстане находится как бы на пике популярности, но вместе с тем вызывает потенциальные проблемы для стабильности страны. Государственные чиновники призывают граждан разграничивать местные исламские традиции и более консервативные формы ислама, которые прибывают из-за границы. В казахское общество проникают многие различные исламские учения и традиции. Они меняют жизнь людей, отношение к родным и манеру одеваться.

Большинство этих традиций не соответствует менталитету казахского общества, его культуре и обычаям. Казалось бы, за этим должны следить представители Духовного Управления мусульман Казахстана. Но у нас как всегда все наоборот. И вместо того, чтобы пресекать религиозных экстремистов, наставлять на путь истинный молодежь, отдельные представители ДУМКаза сращиваются со сторонниками различных религиозно-экстремистских организаций. Тем самым подвергая молодежь воздействию иностранных радикально настроенных исламских учений и традиций.

Одним из таких активных приверженцев «салафитов» (экстремистское течение) в городе Алмата является имам-хатиб мечети «Жана Хаят» (расположен по улице «Сарымулдаева»)– Олжасов Абдулхафиз. Имам-хатиб уроженец и житель города Алмата, первичное религиозное образование получил в условиях «худжры», далее обучался в теологических центрах Королевстве Саудовской Аравии.

А.Олжасов создал при мечети незаконные «курсы», где обучает слушателей правилам чтения Корана и арабской письменности, а также прививает им идеи радикального Ислама.

Его близкой связью является заведующий отделом по делам религии ДУМКаз – Кулмухаммад Маханбет, который когда-то занимал пост главного имама города Алмата, и через свои возможности содействовал его назначению на занимаемую должность. Кроме того, он занимается отправкой молодежи на учебу в зарубежные религиозные учебные заведения, готовит кадры для ДУМКаз под руководством арабских религиозных деятелей и проповедников из-за границы.

Аналогичный «джамоат салафитов» действует в мечети «Кулайата», который построен при финансовой поддержке иранских предпринимателей в городе Туркестан Южно-Казахстанской Области. Имамом этой мечети является некий Сеитов Исмаил, выходец из ИРИ. Будучи частным предпринимателем, он в 2008 году прибыл в Республику Казахстан по программе «Нурлы кош». Финансированием деятельности указанного «джамоата» занимается близкая связь И.Сеитова - Рустемов Нурбах Турарович, уроженец города Туркестан, крупный бизнесмен, занимающийся поставкой пшеницы в Иран. Н.Рустемов в 2009-2010 гг. был послом Казахстана в Иране, в настоящее время занимает должность посла Республики Казахстан в Венгрии, Сербии и Македонии. Также, он в 2009 году на собственные средства построил мечеть в указанном городе.

Находясь в Европе, Н.Рустемов поддерживает тесные контакты с религиозными деятелями ИРИ, ИРП и других арабских стран, которые систематически выделяют ему финансовые средства на поддержание деятельности «джамоата». В целях увеличения числа своих сторонников И.Сеитов систематически оказывает спонсорскую помощь детским домам и садам города Туркестан, а также оплачивает поездки в «хадж» пожилых людей из малоимущих семей.

Власти страны, похоже, признают эти угрозы, но не принимают соответствующих мер. Не эффективная деятельность казахстанских силовых структур, массовая поддержка радикальных исламистских идей населением приводят к развитию экстремистских течений. Наблюдается мировая тенденция роста влияния радикальных экстремистских групп даже в тех районах, где прежде они отсутствовали. Поэтому невнимание казахстанских властей к радикалам, бездействие в решении социально-экономических вопросов и антитеррористическая пропаганда в тесном сотрудничестве с духовенством не позволят уберечь страну от религиозного фундаментализма в будущем.