В столице Узбекистана 17-18 апреля впервые было проведено заседание Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран СНГ. Точнее, это было 48-заседание, однако в Узбекистане прошло впервые. Что изменилось в оборонной политике?
Программа мероприятия была рассчитана на два дня. В первый день в ситуационном центре Академии Вооруженных Сил Узбекистана проходило само заседание КК под руководством заместителя председателя Комитета по ПВО, начальника Главного штаба Воздушно-космических сил РФ генерала Павла Кураченко. На второй день состоялись сборы командующих войсками ПВО и ВВС стран-участниц, с выездом в зенитно-ракетную воинскую часть.
На российском сайте EADaily 19 апреля вышел материал, посвященный событию: «Что стоит за региональной военной кооперацией Узбекистана: эксперты», в основу которого положено заявление заместителя министра обороны Узбекистана, командующего войсками ПВО и ВВС генерал-майора Ахмада Бурханова о том, что Узбекистан намерен заключить двусторонние соглашения по противовоздушной обороне с соседями.
Россия, по его словам, остается важным стратегическим партнером республики. Судя по всему, автора не особо успокоила вторая фраза генерала, зато насторожила первая. Если помните, после неформальной встречи лидеров стран Средней Азии в Астане российские СМИ долго будоражили публику опасениями в том, что Узбекистан возглавил новый виток региональной интеграции. Очевидно, материал из подобной серии.
Автор даже привел цитату из слов генерала А.Бурханова: «У нас в последние годы открытая политика, мы во всех вопросах, в том числе в вопросах обороны, рассматриваем как приоритет своих ближайших соседей, Центрально-Азиатский регион», — сказал генерал Бурханов». Подкрепляет эту гипотезу мысль о том, что Узбекистан, по словам Ахмада Бурханова, прорабатывает с соседями по региону вопросы взаимодействия и намерен в ближайшее время подписать с Казахстаном документ по двустороннему сотрудничеству в рамках ПВО. Аналогичные соглашения планируется заключить с Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном.
Сайт EADaily попросил военного эксперта Виктора Литовкина пояснить, что означают эти высказывания: «Узбекистан в дополнение к имеющемуся соглашению по ПВО в рамках СНГ, подписывает двусторонние договоры со странами региона, притом, что три из них члены ОДКБ.
С одной стороны, смысл двусторонних договоров в том, что страны, которые находятся на границе с Афганистаном и Ираном, будут иметь возможность дополнительно отслеживать полеты воздушных целей над своей территорией или на границе своих территорий. Эта информация будет аккумулироваться, и передаваться на центральный командный пункт ПВО. То есть Россия будет получать эту информацию и в случае угрозы давать команду на применение тех или иных средств противодействия этим целям».
Если упростить эту тираду, то получим на выходе: Россия продолжает отслеживать полеты воздушных целей над пространством стран Средней Азии, создавая своего рода «военный зонтик» над регионом. В. Литовкин при этом выразил надежду на то, что Узбекистан может вернуться в ОДКБ, пусть и на новых условиях. Хотя в Оборонной доктрине законодательно закреплен принцип неучастия Узбекистана в военно-политических блоках.
Естественно, другой эксперт, завотделом Центральной Азии и Кавказа Андрей Грозин на вопрос EADaily, означает ли, что Центральная Азии будет сама себя защищать, ответил, что с точки зрения формирования единой системы ПВО ЦА не может сама себя защитить: «Максимум, что есть у Казахстана из систем ПВО, это С-300, поставленные со старых складских запасов, отчасти в оплату за аренду Байконура, отчасти по двусторонним соглашениям. Это достаточно старая система».
Узбекистан имеет еще более старые комплексы типа С-200, «Ока», С-125, которые также нуждаются в модернизации. Ситуация вокруг удара по Сирии показала, что даже у старого советского железа систем ПВО есть серьезный потенциал, главное довести его до ума, приложить новые технологические решения по модернизации, приложить новые финансовые возможности, считает Андрей.
Однако в заявлении для СМИ генерала Павла Кураченко по итогам того заседания КК в Ташкенте не велось речи о приобретении комплексов С-400 или иных ракетных систем, в нем говорилось только о возможностях поставок перспективных средств связи на командные пункты войск ПВО и ВВС Узбекистана. А также о поставке запчастей и имущества к технике ПВО в Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Допускаем, что у сайта EADaily более осведомленные авторы.
Судя по тому, что ТАСС ограничился кратким сообщением с анонсом мероприятия, а позднее на сайте Минобороны РФ вышла куцая информация, возникает подозрение в том, что и по средствам связи не договорились.
Хотя все будет известно после проведения в августе текущего года в Минске совместного компьютерного командно-штабного учения объединенной системы ПВО государств-участников СНГ «Региональная безопасность - 2018». Если Узбекистан примет участие, то можно говорить о появлении в направлении СНГ нового импульса военного сотрудничества.
Прагматизм оборонной политики Узбекистана вполне допускает
делегирование части защиты воздушного пространства, в целях экономии. Но об этом пока говорить рановато…