Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
1
14:11, 25 февраля 2011

Чёрный лебедь / Black Swan (2010)

«Мы все знаем историю: невинная девушка, нежная и милая, заключенная в тело лебедя. Она мечтает о свободе, но только настоящая любовь может разрушить чары.»

Собственно:
Нина, прима Нью-Йоркского Балетного театра, имеет реальный шанс воплотить смысл своей жизни — получить главную роль в постановке «Лебединого озера», однако, против неё будет пришедшая со стороны опасная конкурентка Лилли, имеющая способности и желание отобрать у главной героини все партии, а саму ее отправить в небытие и забвение.
Смертоносное соперничество будет накаляться по мере приближения самого главного и ответственного выступления, которое  может решить всю их дальнейшую жизнь... или свести с ума.

***

Уже не за горами «Оскар», а у меня еще не отсмотрены «Боец», «Детки в порядке» и, о ужас стыд и позор — «История игрушек: большой побег». Но есть второй мне мало интересен, третий не успел вовремя попасть под пристальный обзор, то первый фильм я упрямо жду в нужном для себя качестве.

Компенсацией послужил долгожданный психологический триллер Даррена Аранофски «Черный Лебедь», пост про который, с трейлером и коротким описанием, я постил полгода назад. Времени прошло — как будто вчера, а между прочим, какой-никакой — но срок.

Вообще, плохих фильмов у Даррена просто не может быть в принципе: визуально давящий и мощный «Реквием по мечте», проникновенный «Фонтан» и неплохой, но не оцененный мной «Рестлер» с вконец обрюзгшим Микки Рурком. «Черный лебедь», грубо говоря, является симбиозом «Реквиема» и «Рестлера» — с первого Даррен позаимствовал технику и художественное развитие, то со второго развитие сюжета и некое подобие сходства главных героев. Но есть еще и третье, частично присутствующее в его дебютном фильме «Пи», а именно напоказ выставленное психологическое расстройство, граничащее с полным безумием.

Режиссер мастерски заводит маховик действия. Начавшаяся как обыкновенная драма о тяготах пришибленной и закомплексованной балерины, страстно пытающейся выделиться среди конкуренток, фильм с грохотом обрушивается в пучину сюрреалистического кошмара Нины — её грёз, снов, подавленных сексуальных желаний и навязчивых идей выбиться из опостылевшей жизни в крохотной квартирке с матерью, которой когда-то пришлось оставить мир балета из-за беременности. Навязчивые идеи на этом не оканчиваются — главное то, что самый большой комплекс внушила Нине её собственная мать, которая убедила её в том, что ей просто необходимо стать лучшей, при чем не особенно важно, каким образом — по крайней мере так видится расклад самой Нине. Впрочем, её это не мучает: в жизни Нины нет ничего, кроме балета и музыки фортепьяно, под которую она готова до крови стирать ноги, репетируя каждое движение до полной идеальности.

Я думаю, не нужно излишне уточнять, что фильм не блещет только одним балетом: ядром повествования становиться преобразование внутреннего мира Нины из Белого Лебедя, Одетты, в Чёрного — Одилию. Преобразование, как бы помягче сказать, идет через разрушение: разум Нины раскалывается напополам. Её мучают галлюцинации, наполненные кровью и натуралистическими подробностями секса и садизма.

До просмотра фильма я был скептически настроен на вариант что Натали Портман может стать в этом году лауреатом «Оскара», теперь же я убежден, что золотая статуэтка должна достаться именно ей, иначе академиков смело можно обвинять в коррупции и подкупе. Фильмов с Натали я видел крайне мало, но то, что она показала в роли Нины — просто великолепно, и даже каждая её слеза, неважно — от страха ли, неуверенности, боли, ужаса или отчаяния, выглядит просто леденяще-трогательно.

Вообще, кастинг в фильме очень крут: Мила Куинс, сыгравшая конкурентку Нины Лилли выглядит безусловно на месте, и я думаю, что даже если поменять их местами — фильм не станет хуже, просто в лице Портман лучше отражается та лебединая неуверенность и девственная чистота, нежели в Миле — настоящем антиподе.

Даже не самый приятный Венсан Кассель просто класс — вызывающий мерзкое ощущение и в тоже время настоящий профессионал, который неважно каким, даже аморальным способом, добьется от своих подопечных той чувственной игры, которая действительно способна обольстить не только зрителей в зале, но и весь мир.

Шикарное кино: невероятно красивое, с непревзойденным саундтреком Клинта Манселла по Чайковскому и великолепной режиссерской работой, которая заставляет с восхищением видеть в происходящем не только сексуальный триллер, но и как глубокую, с массой шизофрении, драму.

Рождение Лебедя и перевоплощение в настоящего.

Заключительный акт.

Занавес и мои аплодисменты, утопающие в шуме всеобщих оваций зрительного зала.

Браво!

1