В 2013 г. президент Китая объявил о воссоздании шелкового пути, который снова должен связать Китай с Европой. Китай планирует создать транспортный коридор от своих западных провинций через Центральную Азию в Иран, Ирак, Турцию и Западную Европу. Одно из направлений этого инфраструктурного проекта должно охватить Москву и Восточную Европу.
Казахстан объявил, что на маршруте Шелкового пути, проходящего через территорию страны, будет построен новый город, в котором к 2025 году будут проживать около 315 тысяч жителей. На создание инфраструктуры будет выделено 260 миллионов евро.
В представлении Китая сухопутную часть Шелкового пути необходимо пополнить развитой инфраструктурой и новыми связующими маршрутами в море. Восточный Китай будет связан с Юго-Восточной Азией, Индонезией, далее через Шри-Ланку, Восточную Африку и Египет с Западной Европой. Проект получил китайское название «Один пояс— один путь».
Поезд из Харбина прибыл в Гамбург через 15 дней, в течение 14 дней поезд достиг Тегерана, а всего за 13 дней преодолел расстояние между Чунцин в Китае и железнодорожной станцией Кена в Литве. Это пробные сухопутные маршруты «Пояса и пути», они должны стать альтернативой используемым в настоящее время морским маршрутам, по кторым транспортировка грузов в настоящее время занимает 60 дней.
Дорожная сеть
Инициатива «Пояс и путь» ставит своей целью не только новыми кратчайшими и скоростными маршрутами объединить регионы. В планах — целая цепь промышленных территорий, логистических центров, новых воздушных и водных портов, новых городов и торговых центров. Китайские торговцы и дипломаты активно посещают различные страны, обещая инвестиции. В декабре 2015 г. в Пекине был представлен 40-миллиардный фонд Шелкового Пути, финансирующий связанные с ним проекты, а китайские СМИ заявили, что уже существует договоренность о 900 проектах общей стоимостью 890 миллиардов долларов. Специально для этого был создан 100-миллиардный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Одна из первых инициатив Китая начала осуществляться в Пакистане: Пекин здесь финансирует экономические проекты на всей территории страны. Заявлено, что будет инвестировано более 46 миллиардов долларов.
Взгляды китайских бизнесменов и дипломатов направлены в сторону Восточной Европы. В мае 2016 г. была проведена первая официальная встреча министров транспорта Китая и стран Восточной Европы «Китай + 16», цель которой — расширение сотрудничества и улучшение транспортных связей между Востоком и Западом. Работа проходит и в Беларуси — около Минском китайцы развивают промышленный парк «Большой Камень». В нем планируются промышленные и жилые районы, офисы, торговые и развлекательные комплексы, финансовые и научно-исследовательские центры.
Тройная выгода для Китая
По мнению китайских инвесторов, сейчас самое подходящее время для разработки проекта «Пояс и путь», потому что Пекин имеет немалый капитал и хотел бы инвестировать его, технологии достигли такого уровня, что можно реализовать проекты, которые ранее были невозможны, и Китай стал настолько сильным государством, что способен координировать глобальные соглашения. По словам председателя КНР Си Цзиньпина, инициатива шелкового пути – это выгодная для всего мира „win win“ ситуация, хотя эксперт по Китаю Хелен Х. Вонг говорит, что новый Шелковый путь наибольшую выгоду принесет самому Китаю.
Во-первых, с ослаблением экономического роста страны необходимы новые торговые связи, а с реализацией такого масштабного проекта Китай окажется на пересечении основных торговых путей.
Во-вторых, западные районы Китая гораздо менее экономически развиты, чем восточные провинции. Новые сухопутные торговые пути вдохнули бы новую жизнь в развитие экономики западных районов, а экономический рост в соседних странах должен уменьшить число конфликтов и терроризма, экспорта которых опасается Пекин.
В-третьих, «Пояс и путь» значительно усилил влияние Пекина во всем мире и особенно в Центральной Азии, которая тесно связана с западными китайскими провинциями и далее с Тихоокеанскими регионами.
Может ли проект потерпеть неудачу?
Критики нового Шелкового пути с опаской оценивают такой большой проект.
За экономическими амбициями Китая стоят требования политики. США, а также страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии могу не пожелать присоединиться к проекту, так как опасаются стать зависимыми от Пекина.
Инвестиции не всегда приносят только положительные изменения. В Африке, в которую в последнее время китайцы инвестировали значительные средства, проведенный агентством Гэллапа опрос изучения общественного мнения показал, что число жителей, положительно оценивающих китайских лидеров уменьшилось в 7-ми из 11-ти обследованных стран.
«Пояс и Путь»охватывает многие страны, но не все из них являются стабильными и могут взять на себя обязательства на продолжительное время. Это увеличивает риск возникновения вооруженного конфликта или коррупции. В некоторых странах инвестиции могут быть разворованы или уничтожены бюрократическими препятствиями.
Не на последнем месте и экономические риски. Одно дело инвестировать и строить, а совсем другое — обеспечить, чтобы инвестиции окупились. Американский институт предпринимательства подсчитал, что около четверти китайских инвестиций за рубежом осуществленных в 2005-2014 гг., что составило 246 млрд. долларов, не оправдались. Половина из них в секторах энергетики и транспорта, которые являются одними из приоритетов инициативы «Пояса и Пути».
Оценивая, сколько дипломатических и финансовых усилий делает Пекин, можно не сомневаться, что намерения его серьезны. Даже такой маленькой стране как Литва уделяется внимание: в трех китайских университетах учат литовскому языку, а в одном из них даже можно выбрать магистратуру по литовскому языку. Если проект «Один пояс— один путь» оправдается хоть частично, он может стать крупнейшим в мире экономическим явлением, которое даже трудно сравнить с чем-то, разве что с планом Маршалла после Второй мировой войны. Многие бизнес-лидеры и международные компании считают, что успех проекта не только принес бы экономические выгоды, но и способствовал бы миру, процветанию и укреплению доверия в мире.