Я с благодарностью вспоминаю имена двух выдающихся востоковедов, всю свою жизнь посвятивших благородному делу изучения средневековой евразийской истории.
Это Александр Юрьевич Якубовский и Борис Дмитриевич Греков. Написанные ими монографии «Золотая Орда», «Золотая Орда и ее падение» и до настоящего времени являются капитальными текстами, без которых не сможет обойтись ни один серьезный исследователь истории Улуса Джучи.
Продолжая академическую традицию В.В.Бартольда, ученые трепетно воспринимали события той насыщенной свершениями эпохи и старались быть максимально честными по отношению к нарративным фактам. Несмотря на то, что работали в сложное время партийной цензуры. Борис Дмитриевич был даже арестован, но благодаря своему громадному авторитету и поддержке научного сообщества, избежал жестоких репрессий. Хотя и приходилось, по словам А.Х.Плахонина, писать «знания для режима на заказ».
Александр Юрьевич скончался 21 марта 1952, а Борис Дмитриевич, 9 сентября 1953 года. С уходом из жизни этих людей, их познания и открытия в области истории и культуры Золотой Орды в нашей республике еще не проникли в массовое сознание.
Академик Греков и член-корреспондент АН СССР Якубовский вслед за Бартольдом одни из первых заговорили о культуре Золотой Орды и единстве тюркских народов СССР, ввели в научный оборот арабские и персидские источники. Якубовский непосредственно руководил Согдийско-Таджикской археологической экспедицией и давал высокую оценку научному значению материальной и духовной культуры Золотой Орды.
Благодаря и его заслугам, в 2005 году город Куня-Ургенч вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Светлая память!
Еще в тревожном 37-ом ученые писали:
"Без знания истории Золотой Орды не понять, наконец, ни истории Казанского, ни Крымского ханств, поскольку последние могли появиться только как результат разложения и распада улуса Джучи. Что же сказать об огромных территориях «южнорусских степей» Северного Кавказа и степей на север от Каспийского и Аральского морей, где, собственно говоря, и было расположено это когда-то сильное государство?"
(Стр.7, Б.Д.Греков, А.Ю.Якубовский Золотая Орда Госполитиздат, 1941 год. Ленинград.
Одним из ярчайших элементов многогранной культуры Золотой Орды, пронизанной влиянием цивилизаций Западной Азии и Средиземноморья, является полихромная майолика в архитектурном искусстве.
Поливной декор архитектурных памятников государства Джучи идентичен технике и стилю наборных мозаик и расписных майолик Ирана, Закавказья и Средней Азии. Наивысшего расцвета художественная школа полихромной майолики достигла в Хорезме, распространив свое культурное влияние до Поволжья, Крыма и Дуная.
Так, данные химического состава мозаик города Болгара в Среднем Поволжье подтверждают их родство с изразцами, украшавшими мавзолей Шейха Наджмуддина Кубра в Куня-Ургенче.
Мавзолей Джанибек-хана. Южный берег озера Джанибек-Шалкар, 100 км от Астаны.
Полихромная майолика Мавзолей Джанибек-хана. Южный берег озера Джанибек-Шалкар, 100 км от Астаны.
Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ
Куня-Ургенч. Майоликовая облицовка глазурованными фаянсовыми панно, на плите усыпальницы Шейха Наджмуддина Кубра, выполненная в первой половине 14 века при хане Узбеке.
Мавзолей Наджмуддина Кубра.
Мусульманская постройка Крым
Симферопольский клад. Вторая половина 14 века