kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
-6

Автобус Гагарина

Тысячи предприятий Советского Союза, десятки тысяч специалистов работали над тем, чтобы осуществить старт космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту. В том числе и работники Львовского автобусного завода.

Как рассказал  Александр Следь (ныне покойный), который почти два десятилетия руководил заводом:

- Где-то за полгода до первого полета Юрия Гагарина ко мне в цех пришло руководство нашего предприятия, а с ним несколько солидных серьезных мужчин. «Мы прилетели из Москвы, — объяснили гости. — Вы должны сделать автобус для космонавтов». Немного растерявшись, спрашиваю: «А какой?» Они отвечают: «Да мы и сами не знаем какой. Приехали с вами посоветоваться. Будем делать вместе и на ходу все поправлять, продумывать». Оказалось, часть приехавших была с космодрома Байконур, другие, как в то время полагалось, — представители КГБ. Несмотря на то что речь шла о государственной тайне, никаких подписок о «неразглашении» с рабочих не брали. Представители спецслужб лишь попросили их не распространяться по этому поводу. Впрочем, большинство людей вначале не очень-то и понимали, для кого делают машину. — Мы тогда выпускали от 20 до 40 автобусов в день, — вспоминал Александр Следь. — Один из них — модели ЛАЗ-695Б — сняли с конвейера. И на его основе создали автобус для Байконура. Работали с энтузиазмом. А потом смотрим телевизионный репортаж с Байконура о первом полете человека в космос. Елки зеленые! Да это же наш ЛАЗ! Все бросились обзванивать друг друга: «Ты видел? Ты слышал?» Тогда у всего коллектива завода было невероятно приподнятое настроение. Помню, стою возле механического цеха. А тут бежит парень-рабочий и кричит, как болельщик на стадионе: «В космос полетели на нашем автобусе!» Вот только не помню, дали нам какие-то премии или нет. Уж очень много делали мы тогда спецзаказов

К сожалению, автобус, на котором ездил на старт Юрий Гагарин, не сохранился - историческую ценность космических «лайнеров» в то время по достоинству не оценили. А первый спецавтобус ЛАЗ-695Б в 1984 году случайно нашел Александр Федосеевич Следь (1966–1984 гг. – директор ЛАЗа) во дворе одного из научно-исследовательских институтов машиностроения.

- Самый первый, гагаринский, автобус я случайно отыскал в Москве. В 1984 году по служебным делам поехал туда в один из научно-исследовательских институтов машиностроения. Вышел во двор, смотрю — стоит полуразваленный ЛАЗ. Присмотрелся к нему. Да это же та самая машина, которая везла Юрия Гагарина на стартовую площадку! Честное слово, чуть не прослезился. Каким образом судьба закинула этот автобус с Байконура в Москву, так и не удалось узнать. Убедил своего московского коллегу отдать эти «останки» мне на ремонт. Привез их во Львов. Мы автобус собрали, укомплектовали, покрасили. Восстановили буквально все: медицинскую аппаратуру, поддув, баллоны, кресло… А вскоре меня перевели на другое место работы. Уходя, просил остававшихся ребят-специалистов: во что бы то ни стало сохраните автобус — это же история! Но, увы, ЛАЗ не уберегли.Машину-развалюху забрали на ЛАЗ, где ее собрали, укомплектовали и покрасили. Но позже какой-то высокий чиновник из Москвы забрал автобус. А в начале девяностых он объявился в Ленинградской области, где долгое время работал с пассажирами на одном из маршрутов.

Кстати, особо серьезно относились и к водителям. Вместе с первой машиной из Львова на Байконур отправился водитель-испытатель Степан Борим. Это был действительно ас. Кстати, в 1967 году в Ницце он на ЛАЗе завоевал в автобусном ралли приз Шарля де Голля.

Первый «космический» автобус долго служил на Байконуре, — рассказывал Александр Следь. — Заменяли его, если не ошибаюсь, лишь дважды. Первый раз — когда разбился космонавт Комаров. Космонавты, как и моряки, люди суеверные. Они никогда не взлетают в понедельник, не любят 13-е число. Вот и тогда потребовали для своего отряда новый автобус. А еще одну машину сделали для совместного советско-американского космического полета «Союз — Аполлон». Разрабатывал ее созданный при нашем заводе Научно-исследовательский институт автобусостроения. В этом автобусе космонавт заходил сначала в первый отсек, где с него очищали всю пыль. Потом во второй — там скафандр окончательно доводили до стерильности. То есть на космический корабль человек поднимался абсолютно чистым. На «космический» автобус американцы смотрели сначала скептически, но потом признали его качество и опыт львовских специалистов Вскоре приехал какой-то высокий чиновник из Москвы и забрал его. Больше о судьбе первого «космического» автобуса я ничего не слышал.

Кстати, лет 10 назад представители Книги рекордов Украины вручили администрации Львовского автобусного завода два диплома: за то, что ЛАЗы перевезли самое большое количество космонавтов, и за автобус, который доставил Юрия Гагарина на стартовую площадку космического корабля.