Yvision.kz
kk
DigitalAsia
DigitalAsia
DigitalAsia
159 постов7 подписчиков
Проект DIGITAL ASIA - это своеобразный журнал на просторах интернета. Мы даем возможность профессионалам высказаться, поделиться практическим опытом. Проект, созданный фотографами для фотографов и всех, кто не равнодушен к фотографии
1
14:55, 06 июля 2023

Альтернативные процессы печати: Цианотипия. Теория процесса.

Фотография Giovanni Calia, в открытом доступе на Pexels.

Одним из процессов альтернативной печати является цианотипия.

Цианотипия так привлекательна благодаря своему уникальному визуальному эффекту. Голубовато-синий тон, также известный как «берлинская лазурь», и контрастные образы придают отпечаткам эмоциональную и художественную атмосферу. Процесс очень прост в исполнении и даёт возможность экспериментировать с различными материалами и техниками, такими как двойная экспозиция или создание отпечатков из различных объектов или растений.

Об этом красивом процессе сегодня пойдёт речь.

Метод был разработан в 1842 году сэром Джоном Гершелем, а затем популяризирован фотографом Анной Аткинс. Это достаточно простой процесс, но запоминается тем, что результатом становятся отпечатки, дающие насыщенный голубовато-синий оттенок.

На фото Джон Гершель.

Процесс цианотипии включает следующие шаги:

1. Смешиваем растворы. Два раствора химических веществ, используемые для цианотипии - аммиачное железо(III) и гексацианоферрат(III) калия - смешиваются перед использованием.

Обычно можно найти готовые наборы для циантопии, состоящии из растовора A и раствора B. Существуют вполне пригодные для серьёзного использования детские наборы для цианотипии. 


2.Покрываем поверхность бумаги раствором. Поверхность, на которую будет нанесено изображение, обычно покрывается раствором цианотипии. Это может быть бумага, ткань, дерево или другой материал. Нередко используют цианотипию для создания принтов на футболках. Покрытой раствором поверхности даём высохнуть. Важно: дать высыхать раствору необходимо там, где нет воздействия ультрафиолетовых лучей, лучше вообще в темноте. 


3. Создаем маску или негатив фотографии, которую хотим использовать для создания отпечатка. Негатив или маска подготавливается с фотопленки или принтера с черно-белой печатью. Маска представляет собой черные области, которые будут блокировать свет и оставлять белые или светлые области, которые и будут выделяться на фотографии.


4. Подготовка к экспозиции и экспозиция. Маска или негатив фотографии размещается на покрытой раствором и уже высохшей поверхности. Накрываем негатив или маску на поверхности стеклом. Затем помещаем всё эту конструкцию под ультрафиолетовый свет — под солнечные лучи или специальные УФ-лампы. Во время экспозиции свет реагирует с раствором цианотипии, вызывая химическую реакцию.


5. Промывка отпечатка и фиксация. После экспозиции поверхность отпечатка промывается водой, чтобы удалить остатки химической смеси. Важно отметить, что берлинский лазурный оттенок получается не сразу после промывки отпечатка, а лишь после достаточно окисления. Чтобы ускорить этот процесс можно прямо на отпечаток в воде прыснуть перекисью водорода, но отпечаток окислится и без этого при контакте с кислородом после некоторого количества времени. 


6. По желанию отпечаток может быть подвергнуть тонированию при помощи разных окрашивающих веществ как кофе, чай — тут фантазия не ограничена :)

Альтернативные способы печати – это увлекательный мир экспериментов, а цианотипия в этом мире занимает особое место благодаря своей доступности и уникальному результату.

Хотели бы попробовать попечатать в этой технике? Я вот планирую совсем скоро, и обязательно поделюсь здесь результатами.

1
553
0