kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
0

Агробиржа - площадка для покупки и продажи сельхоз товаров.

Как повысить экспортный потенциал Казахстана в сфере сельхоз продукции? Есть ли у нас функционирующие товарные биржи? Что такое Marketplace? Какие IT проекты работают в этой сфере? На эти и на другие вопросы нам поможет ответить Коммерческий директор алматинской компании Agro Twenty Five, где работают над созданием электронной торговой площадки для сельхоз производителей Казахстана, Рустам Жуаспаев.

Здравствуйте Рустам, сейчас вы работаете над созданием торговой площадки под названием «Agrotech». Расскажите пожалуйста, что это за проект?

Это Агробиржа - это площадка для покупки и продажи сельхоз товаров. Например огурцы, помидоры, картошка, пшеница и тд. При чем все цены отображаются в реальном времени и сделки проводятся именно на нашей бирже. При этом мы подключили логистические компании, которые готовы обслуживать сделки наших клиентов и банк, который проводит именно финансовые операции наших клиентов. Биржа позволяет всем участникам видеть прозрачные цены на товары и предоставляет аналитику каждому из участников. Например, магазины знают, какой товар больше продается в той или иной части страны/города. Производители знают спрос и видят прогноз на следующий год. Банки видят, какие производители стабильны и у кого кредитный риск будет меньше. Вообщем все в плюсе.

Agrotech это товарная биржа или все таки marketplace?

Это именно биржа. Это что-то типа NASDAQ, только в агросекторе.

Чем отличается модель marketplace от модели товарной биржи?

Тут очень тонкая грань. По сути мы тоже являемся местом, где покупатели находят продавцов. Но есть небольшие отличия. Например мы проводим все сделки внутри биржи и сами их мониторим. У нас для этого есть сервис «безопасная сделка». Модель монетизации заключается в комиссиях на сделках. В среднем мы берем от 0,15% до 1% от суммы сделки. На нашей бирже могут работать брокеры, которые обслуживают как крупных покупателей, так и разного уровня продавцов. Ну и наверное самое главное - на маркетплейсе вы никогда не проведете сделку например на 1 000 000$, потому что маркетплейс это торговая площадь. На площади нет доверия. А на биржи доверие есть. Именно поэтому, из-за доверия, здесь проводят крупные сделки.

Какую модель выбрали вы и почему?

Маркетплейс не подходит под формат агро. Мы не хотим продавать картошку в килограммах. Мы ее продаем в тоннах. Да и так сложилось, что наши первые клиенты - это крупные торговые сети России и торговая платформа Китая. Как итог мы выбрали именно формат биржи из-за объемов.

Как у вас родилась эта идея? И почему именно сельхоз продукция?

Идея появилась спонтанна. Мы с некоторыми членами команды работали до глубокой ночи в офисе. Я захотел энергетик в 3 ночи и подумал, что нет ни одного приложения, которое бы показывало где именно и по какой цене я могу прям сейчас пойти и купить энергетик. Потом это переросло из просто карты с товарами уже в биржу, мы оценили рынок и поняли, что агросектор совсем пустой. Поэтому и решили идти именно в эту сторону.

На какую продукцию вы нацелены и почему?

Сейчас цель на картошку, огурцы, помидоры и пшеницу. Почему нацелены именно на эти товары? Все просто, наши клиенты хотят сейчас именно эту продукцию :)

Какую проблему вы решаете?

Проблема заключается в том, что цены на товары устанавливаются монополистами. Человек привозит Камаз картошки на базар в Алматы и ему «ставят» цену. Если будет продавать дороже или дешевле, его просто выгонят с базара. Крупные торговые сети в городах, раз в неделю сравнивают свои цены с ценами на этом базаре. Так и получается, что все смотрят на цены базара и ориентируются на них.

Вторая проблема: как я уже говорил, наши покупатели - крупные торговые сети России и Китая. Так вот, их потребность в несколько раз превышает возможности всех крупных производителей Казахстана. Поэтому мы решили собрать производителей абсолютно любого размера. Как говорится с миру по нитке, ну в нашем случае с производителей по килограмму :) Поэтому и появились брокеры, которые обслуживают удаленные аулы, где выращивают урожай.

Кто вас финансирует? Как вы нашли финансирование?

Мы выиграли грант в рамках проекта Всемирного банка и МОН РК "Стимулирование продуктивных инноваций". Защитили свой проект перед международной комиссией и получили финансирования. Там даже был смешной случай, один из членов комиссии был из Индии, он подошел и спросил могут ли его друзья из Индии продавать сельхоз продукцию через нас в Китай? Я ответил «конечно могут», но его друзья так и не связались с нами.

Вы работаете самостоятельно или у вашей компании есть партнер?

Сейчас у нас есть стратегический партнер, это один из банков Казахстана и его дочерние компании.

С какими основными проблемами вы столкнулись?

Я бы не назвал это проблемами. Были задачи, которые мы успешно решали и решаем сейчас. А решение любой задачи - это колоссальный опыт. Важнейшая задача, которую мы до сих пор решаем, это как раз грантовое финансирование. Вся наша команда работала всегда в бизнес среде и мы привыкли решать задачи быстро. Тут же пришлось столкнуться с бюрократическими моментами. То нам останавливали финансирование, то каждый, кто с нами работал из государства, считал своим долгом нас проверить. Мы пишем кучу отчетов. Или например элементарно уволить человека или принять человека мы не можем без согласия. Даже заработные платы у нас не должны превышать определенных и, если честно маленьких, цифр. Но это нас всегда держит в закаленном состоянии и не дает расслабятся.

Насколько сложно законодательство для товарных бирж? Какие основные преграды вы видите?

Я не могу ответить на этот вопрос. Этим занимается как раз наш банк партнер. Но я думаю, что там чисто юридические моменты в правильном оформлении деятельности компании.

Есть ли у вас конкуренты? Насколько интенсивна конкуренция в вашей сфере?

У нас есть конкурент, торговая платформа Казахстана, но я узнал о ней только на форуме Узбекистан-Казахстан в Шымкенте. В презентации сказано, что они работают уже 10 лет на рынке, но если учесть, что мы слышым о них в первый раз, думаю у них или другая сфера деятельности или у них дела не очень хороши.

Какие у вас планы на будущее?

Мы были на международной айти выставке в Минске 14-18 мая 2018 года и там нами заинтересовалась ассоциация бизнесменов - производителей, которые хотят продавать свою агро-продукцию через нас в Китай. Также Узбекистан сейчас заинтересован в аналогичном. Поэтому сейчас у нас планы - это становление на рынке Казахстана и выход на ближнее зарубежье.

И на последок, можете дать пару советов начинающим предпринимателям и стартаперам лично от себя?

Собирайте возле себя команду. Будьте всегда в холодном уме. Ну и играйте всегда в долгую. Быстрые победы - проигрыши в будущем.

Спасибо Рустам, надеемся у вас все получится.