Важно, для более глубокого понимания нижеидущего материала стоит ознакомиться с постом
Предложения и рекомендации
по повышению эффективности реализации трудовых прав граждан
в Республике Казахстан
СОГЛАСНЫ ЛИ Вы с тем, что нужно:
Повышение правовой грамотности
-
Обеспечить свободный доступ работодателей и работников к бесплатным семинарам и консультациям через увеличение объема государственного заказа на оказание услуг по повышению правовой грамотности в сфере труда.
-
Обобщить (при необходимости разработать) методические рекомендации для руководителей предприятий и необходимый набор/пакет ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ документов (типовых форм, бланков и т.д., связанных с ведением кадрового делопроизводства), написанные понятным языком, и разместить в доступных источниках – на сайтах Министерства труда и социальной защиты населения РК и региональных департаментов труда. Составить макет типового трудового договора, утвержденный министерством, для дальнейшего распространения.
Трудовое законодательство
-
Закрепить обязательность ведения работодателями трудовых книжек, убрав из п.3. Ст. 35 Трудового Кодекса (ТК) РК слова «(при ее наличии)».
-
Конкретизировать в ТК РК понятия: «утрата доверия», «аморальный проступок», «недостаточная квалификация», «несоблюдение коммерческой тайны» приводимые в качестве причин, по которым трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя (Ст. 54 ТК РК).
-
Предоставить работодателю возможность проверять во время испытательного срока не только «соответствие квалификации работника поручаемой работе», но и то, насколько он «вписывается» в коллектив, соответствуют ли его принципы корпоративной культуре компании и т.д., и делать подобные причины основанием для отказа после прохождения испытательного срока.
-
Дать возможность работнику и работодателю самостоятельно регулировать максимальное количество часов переработки в месяц, при условии соответствующей оплаты и соблюдения условий труда.
-
Исключить Ст. 240 ТК РК, которая позволяет прекращать трудовой договор с гражданскими служащими на основании достижения ими пенсионного возраста.
-
Установить совокупный «лимит» продолжительности больничных/временной нетрудоспособности в год (например, до 3 месяцев в год).
-
Разрешить работодателям доводить до сведения работников графики сменности не позднее, чем за 2 недели, вместо установленного ТК РК одного месяца (Ст. 84. п. 3.)
-
Внести дополнения в Ст. 19 ТК РК «Субъекты трудовых отношений», четко прописав процедуру предоставления полномочий физическому лицу представлять интересы работников.
-
Предоставить работодателю право объявить сотруднику, проходящему испытательный срок, результат испытания (положительный или отрицательный) в любой момент в течение испытательного срока вместо того, чтобы делать это «не ранее чем за семь календарных дней до истечения испытательного срока», как указано в Ст.37 ТК РК.
Государственные функции. Департаменты по контролю и социальной защите населения
-
Передать государству функцию обеспечения хранения архивных документов предприятий по кадровым вопросам. Разработать/детализировать механизм контроля за сдачей предприятиями кадровых документов в государственный архив, особенно при ликвидации предприятий.
-
Пересмотреть механизм расчета минимальной заработной платы и привести его в соответствие с реальными минимальными потребностями/расходами работающего гражданина. Осуществлять расчет минимальной заработной платы с учетом региональных коэффициентов. Осуществлять независимый мониторинг цен и реальных расходов.
-
Обеспечить прозрачность расходования средств Государственного фонда социального страхования (ГФСС) в Казахстане и предусмотреть возможность выплаты из ГФСС так называемых «экологических» и оплаты экологического отпуска (вместо выплаты их работодателем).
-
Внести изменение в действующее законодательство РК, согласно которому государственный инспектор по труду будет иметь право беспрепятственно, без предварительного предупреждения посещать организации и предприятия для проверки.
-
Законодательно наделить государственных инспекторов по труду правом привлекать институты гражданского общества к проверке объектов.
-
Не допускать формального либо насильственного «насаждения» инструментов коллективных договоров на предприятиях.
-
Провести исчерпывающий анализ причин, по которым работодателю невыгодно официально оформлять трудовые отношения и разработать рекомендации по устранению данных причин.
-
Повысить прозрачность деятельности контролирующих органов в области труда через обязательную публикацию отчетов о проверках и регулярное выступление с отчетами перед общественностью.
-
Разработать и внедрить новые формы государственной статистической отчетности по труду и заработной плате.
Участие общественности в выработке политики по трудовым вопросам
-
Широко вовлекать общественность (не ограничиваясь профсоюзами) в процесс обсуждения и совершенствования трудового законодательства, гибко учитывать интересы различных целевых групп. Использовать для обсуждения возможности сайта Министерства труда и социальной защиты населения РК.
-
Разработать и внедрить механизмы общественного контроля (общественного мониторинга) за реализацией трудовых прав в регионах (например, через государственный заказ среди независимых экспертов и институтов гражданского общества на мониторинг исполнения ТК РК).
Профсоюзы
-
Пересмотреть концепцию функционирования профсоюзов в Казахстане с целью повышения их независимости. Разработать долгосрочную широкую информационно-просветительскую кампанию по изжитию иждивенческих настроений среди членов профсоюзов.
Социально уязвимые слои населения
-
Возобновить практику создания и поддержки специальных предприятий для инвалидов (или подразделений при крупных предприятиях). Деятельность таких предприятий должна поддерживаться государством через выделение специального государственного заказа и заказов от национальных компаний.
-
Разработать механизм, который бы позволял обеспечить взрослых детей родителей-инвалидов работой.
-
Ввести систему специальных социальных услуг в сфере труда для инвалидов, молодёжи, женщин и мужчин предпенсионного возраста, лиц, вышедших из мест лишения свободы.
-
Разработать стандарты, критерии, механизмы и процедуры стимулирования предприятий различных форм собственности для приема, продвижения по работе представителей социально уязвимых слоев населения.
Молодежь. Дети
-
Создать экономические рычаги/льготы/условия для работодателей, принимающих на работу молодых специалистов после окончания учебных заведений, не имеющих опыта работы и требуемого уровня квалификации.
-
Увеличить количество выделяемых мест в рамках программы «Молодежная практика».
-
Увеличить количество выпускников в СУЗах по специальности «Кадровое делопроизводство на предприятии».
-
Популяризовать механизм «выращивания» кадров самими организациями, когда работодатели заключают договор с учебными заведениями на подготовку специалистов в конкретной сфере в определенном количестве.
-
Ввести обязательное правовое обучение по вопросам прав и обязанностей в трудовой сфере в школах с методикой преподавания, адекватной для восприятия и усвоения разными возрастными категориями.
-
Сделать обязательной профориентацию учеников старших классов и практику в учебно-производственных комбинатах (УПК).
-
Для родителей детей, желающих трудоустроиться, проводить информирование и консультирование по разъяснению статей ТК РК относительно работников, не достигших 18-летнего возраста.
Предложения подготовлены на основе наработок республиканского проекта
Социального корпоративного фонда «ЗУБР»
«Правовая защищенность на рынке труда сегодня – достойная старость завтра»
при финансовой поддержке Европейского Союза)
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ, ЗАМЕЧАНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЗДЕСЬ ИЛИ ПО АДРЕСУ:
Социальный корпоративный фонд «ЗУБР»
г. Усть-Каменогорск, ул. Казахстан, 158 «А»
тел.: 8 (7232) 26 22 20, 57 83 74, e-mail: zubr@ukg.kz
Контактное лицо: Васильева Наталья