Извечный вопрос «в чем смысл жизни?» так и не получил конкретного ответа по сей день. Почему же до сих пор такой, на первый взгляд, простой вопрос остается не разрешенным? Разберем все по порядку.
Этим вопросом задавались великие умы многих поколений и многих народностей, однако, они так и не сошлись в едином мнении. Одни видели смысл жизни в совершенстве форм, ума и силы, другие же твердили, что смысл жизни – это вечное стремление к знаниям, получение информации и применение ее во благо человечества, третьи полагали, что скромное бытие в гармонии с природой и есть наше предназначение. Таких мнений было и есть огромное множество, но как же разобрать, где тут истина? Кто же из них прав? Ответ очевиден, все дело в том, что сам вопрос задан некорректно, он должен звучать так «в чем смысл ТВОЕЙ жизни?». Это очень важное уточнение, потому как в условиях нынешних и прошлых реалий, невозможно сформулировать один общий для всех ответ. Что же может удовлетворить каждого человека на планете, вне зависимости от расы, религии, местоположения, воспитания, окружения и собственного опыта? Да, говоря глобально, людей многое объединяет, но стремление к чему-то одному и четкое видение общей для всех цели, нам пока не знакомо.
По мнению австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла, вопросами о смысле жизни, чаще всего, задаются в юношестве. Локализуемся на постсоветском пространстве и юношах в этих странах. На дворе ХХI век и молодое поколение гораздо лучше понимает и разбирается в современном мире, чем старшее. Это нормальное явление, так было всегда. Однако, мудрость лет и опыт, передаваемый из поколения в поколение, являются бесценными и прививаются молодым. Без сомнения, это нужно уважать и чтить, но какое же влияние это оказывает на молодежь?
Для примера рассмотрим выдуманную семью, в которой родители имеют стабильную работу, двоих детей, а по выходным навещают бабушек и дедушек. Детям с детства внушались простые цели «учись хорошо, получи образование, устройся на работу, заведи семью». Это говорил опыт старшего поколения, так как в свое время все они через это прошли. Можно очень долго и бессмысленно спорить, хорошо это или плохо, но выделить хотелось бы один момент. Старшее поколение – это выходцы из СССР. Это люди, которые не понаслышке знакомы с идеологией, коммунизмом и партийным духом, как в песне Бутусова поется «скованные одной цепью, связанные одной целью», то есть были общие цели, общие взгляды, общий смысл для всех. Но Великая Держава распалась, а опыт у людей остался, он и передается молодежи от старших. И где применять этот опыт подросткам, которые уже с ранних лет начинают понимать, что многие принципы, прививаемые бабушками и дедушками, сейчас не работают? Вот и получается, что наша современная молодежь оказалась хорошо подготовленной к жизни при СССР, но не совсем адаптирована к жизни XXI века. Отсюда мы имеем поколение потерянных юношей и девушек, которым самим приходится пробовать что-то новое, «искать себя» в этом мире, приспосабливаться, при этом, соблюдая те самые моральные принципы, привитые с детства.
Постсоветское пространство оказалось взаперти, между западом и востоком. Диктуемые правила запада и наплыв навязанной продукции с востока, оказывают огромное влияние на видение мира молодежи, так как именно она является крайне чувствительной к переменам и изменениям вокруг.
Л.Н. Толстой полагал, что «кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется». Это очень актуально в наше время, ведь этот век можно назвать «веком скользящих пальцев», так как почти вся техника перешла на сенсорное управление. Заказать или приготовить еду, забронировать билет, узнать новости, сфотографироваться, посмотреть фильм, все это можно сделать при помощи пальцев и «элементарной» техники. Молодежь подсадили на эту самую технику, а уж затем навязали вкусы и моду. Выглядит все это, как набор мозаики, выбираешь то, что тебе нравится из стандартных кусочков и собираешь свой собственный образ. Кусочки мозаики это не только телефоны, компьютеры и планшеты, но и машины, жилье, одежда, аксессуары, место учебы или работы, окружение и связи. А если не хватает средств, для нужных частей мозаики, то придется выпрашивать у родителей, копить или работать. Есть и более «темные» варианты получения этих самых средств, но на них мы не будем останавливаться. Еще одна проблема заключается в том, что кусочков мозаики с каждым днем становится все больше, а старые нужно обязательно заменять, иначе «люди не поймут». Поэтому человек, собирая свой образ, так и не сможет закончить его, потому что появляются более новые, красивые, удобные и самое главное, необходимые кусочки.
В погоне за созданием своего образа, молодежь втянулась и сделало это смыслом своей жизни, называя это самовыражением, самоутверждением, самореализацией. Отсюда вытекает еще одна острая проблема общества в целом, эгоцентричность. Большинство предпочтет сделать что-то для себя, нежели для общества, но если за этим «что-то» стоит какая-либо материальная ценность, то это меняет дело.
Но, как и в каждом правиле, здесь бывают исключения. Все чаще замечаются молодые люди, которые могут бескорыстно помочь другим, пожертвовать своими средствами и временем во благо действительно полезного для общества дела. Это не может не радовать, значит, мы начинаем осознавать, что есть нечто более ценное и важное, чем мы сами. В скором времени и нам предстоит передать опыт следующему поколению. Многие об этом не задумываются, но все же. Чему Вы научите своих детей и что им дадите? Какие качества будете прививать? Всегда легче судить о прошлом, чем о настоящем, так что задумайтесь о будущем уже сейчас. Надеюсь, мы не упадем лицом в грязь, чтобы будущему поколению, которое будет лучше разбираться в современном мире, не было за нас стыдно.