kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
2

Избранное кино месяца: июнь 2019

Из июньского набора фильмов, прокатывавшихся в Казахстане, автор «ФК» по ряду причин наиболее благосклонно воспринял «Курск», при всех его искажениях и упрощениях. А тройка картин, отмеченных находящимся в транзитном периоде издания Sight&Sound, обнаруживает такие черты, как внимание женской проблематике и некоторый уклон в повышенную аффектацию

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Курск» Томаса Винтерберга

Трагедия подлодки «Курск» – сюжет слишком выразительный, острый и показательный, чтобы не заинтересовать киностудии, и слишком мучительный и по умолчанию табуированный, чтобы быть экранизированным на родине, в России. Поэтому рассказ изложен западными кинематографистами, в массе своей европейскими, в содружестве с американским сценаристом Робертом Родатом (сочинвшим батально-исторические колоссы «Рядовой Райан» и «Патриот»), который опирался на книгу Роберта Мура «Время умирать».

Сложно было ожидать, что фильм спродюсирует киноделец Люк Бессон, а снимет – артхаусный Томас Винтерберг, сделавший себе имя «Торжеством» (1998) в рамках датской «Догмы-95» и далее неспешно и аккуратно выстраивавший свое симпатичное режиссерское портфолио. Удивляться, впрочем, не приходится, если вспомнить, что Бессон демонстрировал живой интерес к подводной тематике еще в «Голубой бездне» (1988) и «Атлантиде» (1992) и всегда воспринимал постсоветское пространство и рожденных им людей как важную часть загадочного Востока, регулярно предстающего в его проектах. А Винтерберг словно напророчил себе участие в картине, поскольку в его фильмографии есть драма с говорящим метафорическим названием «Субмарино» (2010) и потребовавшее постановочной сноровки костюмное кино «Вдали от обезумевшей толпы» (2015) на английском литературном материале.

Материал «Курска» подразумевает болезненную политическую подоплеку и самые мрачные краски, но из картины, следующей канонам жанрового кино и достаточно приблизительной в описании бытовых и прочих деталей (и дающей тем самым повод для наших высокомерных обвинений в «клюквенности»), изъяты как высокая политика, так и атмосфера безысходности. Основу драматической конструкции, сдобренной художественным вымыслом, на который киноискусство всегда имеет право, и расцвеченной участием звезд (Леа Сейду, Колин Ферт и чуть ли не все сливки скандинавского кино во главе с несравненным старцем Максом фон Сюдовом), образуют, как в родственном, очень уважительном штатовском «К-19» Кэтрин Бигелоу, сама история оказавшихся в беде в людей, сопереживание трагедии и – надежда, которой есть место даже в самых тяжелых и обстоятельствах. И это, вероятно, наилучший жест, который в контексте рассматриваемой проблемы может сделать кино, чью миссию предостерегать от повторения случившихся кризисов и транслировать общечеловеческую эмпатию никто не отменял.

«Можно поблагодарить создателей этой неоднозначной картины за то, что вспомнили о нашей национальной беде 18-летней давности, – пишет российский кинокритик Лариса Малюкова. – ...А пока российские киноавторы будут по-прежнему увлекаться сюжетами про славные подвиги, мы увидим зарубежные фильмы о Беслане, «Норд-Осте» и других наших трагедиях, которые на самом деле не только наши – всего мира».

КУРСК

Kursk / The Command

Режиссер Томас Винтерберг

Сценарий Роберт Родат, Роберт Мур

Оператор Энтони Дод Мантл

Музыка Александр Депла

Художник Тьерри Фляман

В ролях Матиас Схунартс, Леа Сейду, Аугуст Диль, Петер Симонишек, Колин Ферт, Макс фон Зюдов, Бьярне Хенриксен, Пернилла Аугуст, Микаэль Нюквист

Belga Productions, VIA EST

Бельгия/Люксембург, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Скверный бог» Молодая лондонская мама, подвергшаяся варварской атаке, результатом которой стало обезображенное кислотой лицо, берется за архисложную задачу – выстраивать жизнь заново в изменившемся окружении. Хватающая за горло и бьющая под дых европейская социальная психодрама с потрясающей актерской работой дебютантки Викки Найт, которая, как утверждается, столкнулась с той же ситуацией, что ее героиня, в реальной жизни. Режиссер из Голландии Саша Полак, приложившая руку также к написанию сценария этой картины, отмеченной влиянием британских коллег Андреа Арнольд и Линн Рэмси, сделала серьезную заявку на выход своей набирающей ход кинокарьеры на новую орбиту.

СКВЕРНЫЙ БОГ

Dirty God

Режиссер Саша Полак

Сценарий Сюзи Фаррелл, Саша Полак

Оператор Рубен Импенс

Художник Санне Схат

Музыка Рутгер Рейндерс

В ролях Викки Найт, Кэтрин Келли, Элиза Брейди-Жиро, Ребекка Стоун, Блюи Робинсон, Дана Маринечи

A Private View, EMU Films, Viking Film

Нидерланды/Великобритания/Бельгия/Ирландия, 2019

«История игрушек 4» Среди каскада «кукольных» сиквелов, преимущественно зловещих (очередные вариации «Аннабель» и «Чаки»), точечную бомбардировку коим пережил летний репертуар, выгоднее всего смотрелись новые похождения игрушечного шерифа Вуди и его верных пластмассовых спутников. Одна из лучших франшиз в истории анимации получила четвертую серию, которая до сюжетных и эмоциональных высот предыдущего фильма, пожалуй, не дотягивает, но все же замечательно венчает диснеевскую квадрилогию о дружбе и взрослении. «Поиск своего предназначения, принятие судьбы и осознание смертности – суровые для детского кино темы, но «История игрушек 4» ловко их раскрывает, оставаясь при этом ярким семейным зрелищем», – отрекомендовал новинку кинообозреватель Detroit News Адам Грэм.

ИСТОРИЯ ИГРУШЕК 4

Toy Story 4

Режиссер Джош Кули

Сценарий Эндрю Сэнтон, Стефани Фолсом

Операторы Жан-Клод Калаш, Патрик Лин

Музыка Рэнди Ньюмен

Художник Боб Поли

В ролях Том Хэнкс, Энни Поттс, Тим Аллен, Киану Ривз, Кристина Хендрикс, Джордан Пил, Бонни Хант, Джоан Кьюсак, Джей Эрнандес, Карл Уэзерс, Мел Брукс, Карл Райнер, Тимоти Долтон, Патрисия Аркетт

Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures

США, 2019

«Поддержите девушек» Прошлогодняя лента американского инди-режиссера Эндрю Буяльски, дух и настроение которой определяет фактурная Реджина Холл (окруженная отличным молодым женским актерским ансамблем, включая искрометную Хейли Лу Ричардсон). Холл играет менеджера техасского спортбара, самоотверженно борющегося за привлечение клиентов, а также преодолевающего сопутствующие моральные и юридические трудности. Создатель черно-белых фестивальных «Компьютерных шахмат» снял внешне озорную комедию, на деле репрезентирующую, как считает киновед (и вроде бы модель) Мануэла Лазич, «неореалистический взгляд на капиталистическую современность, подтверждающий необходимость товарищеского коллективизма (camaraderie) в повседневном рабочем процессе».

ПОДДЕРЖИТЕ ДЕВУШЕК

Support the Girls

Автор сценария и режиссер Эндрю Буяльски

Оператор Маттиас Грунски

Художник Шон Уайт

В ролях Реджина Холл, Хейли Лу Ричардсон, Дилан Джелула, Зои Грэм, Энн Левуа, Элизабет Трие, Криста Хейс, Джеймс Ле Грос

Burn Later Productions, Houston King Productions

США, 2018

Итоги прошлых месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018