kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
6

Избранное кино месяца: апрель 2019

Апрель задал трудную задачку выбрать один фильм из общей массы, которая, как водится в середине весны, по качеству и уровню прилично уступала репертуару пред- и послеоскаровской поры. Большого сильного кандидата на звание премьеры месяца не было, в результате чего после применения метода исключения на чаше весов остались французские «По воле божьей» и «Высшее общество». Артхаусный sci-fi Клер Дени имел бы неплохие шансы победить, если бы его поэзию и отсылки к Тарковскому и Кубрику не затмило навязчивое педалирование физиологичности. Таким образом, апрельским лауреатом стал неожиданный фильм Озона, быстро промелькнувший в прокате, но успевший напомнить о важности и ценности человеческого достоинства и трудностях его защиты в условиях инертности социума (тема, все острее встающая сегодня у нас в стране). А четверка фильмов-рекомендаций Sight & Sound, образованная смачными фестивальными работами, выстроилась так, что внутри нее можно или свести в пару две итальянские картины, или провести параллели между двумя эпическими срезами современной цивилизации (китайской и итальянской), или подметить, что главным героиням двух фильмов довелось побывать за решеткой (еще одна печальная рифма с сегодняшней действительностью)

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «По воле божьей» Франсуа Озона

Основанный на подлинных событиях (они по сей день не получили развязки, и вокруг них продолжают ломаться копья, надрываться голосовые связки и бушевать юридические битвы) сюжет: некогда жертва католического священника-растлителя, а ныне – вполне состоявшийся и удачливый лионский профи-финансист и семьянин – спустя десятилетия сталкивается с источником своего детского кошмара. Священник, уже пожилой служитель культа, как ни в чем не бывало продолжает транслировать слово божье благочестивой французской пастве и так же невозмутим во время очной ставки со своим обвинителем. Еще больше поражает флегматичная реакция церкви и общественности, которую шокированный искатель справедливости и его сподвижники без большого успеха пытаются растрясти.

Знаменитый Франсуа Озон наснимал много хорошего и разного кино, но столь опасно-щекотливая, скандальная фабула, кажется, впервые выпукло возникает в его фильмографии. И в отличие от авторов полной обличительного пафоса голливудской антиклерикальной агитки «В центре внимания», Озон не встает в ряды гневных критиков церкви, погрязшей в подобного рода кризисах, и уж тем более не принимает сторону запачкавшегося духовенства. Режиссер задумчиво берет дистанцию, с которой, словно бесстрастный хроникер-протоколист (кино, к слову, изначально предполагалось сделать документальным), излагает этот невеселый и поучительный рассказ, главные выводы предлагая сделать зрителю. И, возможно, это наиболее уместная позиция, когда в реальной истории, знаковой для сегодняшнего дня, еще не расставлены точки над i. Работа удостоена гран-при жюри Берлинале-2018.

ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ

Grâce à Dieu

Автор сценария и режиссер Франсуа Озон

Оператор Манюэль Дакосс

Музыка Евгений Гальперин, Саша Гальперин

Художник Эмманюэль Дюпле

В ролях Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сван Арло, Эрик Каравака, Франсуа Марторе, Бернар Верле

Mandarin Production, FOZ, Mars Films, France 2 Cinema, Scope Pictures, Playtime, OCS, France Televisions, Centre National de la Cinematographie (CNC), Region Ile-de-France, La Banque Postale Image 12, Indefilms 7, Cofinova 15, A Plus Image 8, SG Image 2017, Palatine Etoile 16, Sofica Manon 8, Sofica Manon 9, Tax Shelter du Gouvernement Federal Belge

Франция/Бельгия, 2018

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер (или Рорвакер, если читать по-итальянски) сняла третью полнометражную картину, в которой, как и в «Небесном теле» и «Чудесах», апеллирует к наследию большого итальянского кино середины прошлого века, черпая главным образом из кладезя неореализма с его вниманием к живым вибрациям времени, сочувствием «маленьким людям» и поискам магии в повседневной обыденности. Действие фильма совершается в 1980-х в патриархальной итальянской деревушке, а Лазарь (новозаветная аллюзия? да!) – это живущий тут и помогающий местному люду юноша-добряк, чей психотип роднит его с князем Мышкиным (за вычетом морального беспокойства) и Форрестом Гампом (за вычетом апологии святой простоты). Невинность, наивность и блаженная чистота, противопоставленная прозе и грязи жизни – вот тематический стержень этой одновременно сказочной и реалистической истории. «Счастливый Лазарь» может быть острым социальным комментарием, религиозной притчей или волшебной сказкой. Возможно, это и то, и другое, и третье», – описала ленту Александра Полланд из Independent.

СЧАСТЛИВЫЙ ЛАЗАРЬ

Lazzaro felice

Автор сценария и режиссер Аличе Рорвахер

Оператор Элен Лувар

Художник Эмита Фригато

В ролях Адриано Тардьоло, Аньезе Грациани, Альба Рорвакер, Лука Киковани, Томмазо Раньо, Сержи Лопес, Николетта Браски

Tempesta, Amka Films Productions, Ad Vitam Production, Pola Pandora Filmproduktions, Rai Cinema, RSI-Radiotelevisione Svizzera, Arte France Cinema, ZDF/Arte, Ministero dei Beni e delle Attivita Culturali e del Turismo (MiBACT), Centre National de la Cinematographie (CNC), Medienboard Berlin-Brandenburg, Regione Lazio, Office Federal de la Culture, Fonds Eurimages du Conseil de l'Europe, Film Commission Torino-Piemonte (support)

Италия/Швейцария/Франция/Германия, 2018

«Дикая Роза» Отбывшая тюремный срок в Глазго по делу о наркотиках молодая мать двоих детей устремляется в новое приключение – погоню за славой кантри-исполнительницы. Из этого мог бы выйти драматический мюзикл про то, «куда приводят мечты», если бы сценаристка Николь Тейлор и режиссер Том Харпер ориентировались на сладко-сказочные грезы, разрисованные в хите многократного применения «Звезда родилась». Но нет, создатели плясали скорее от «Нэшвилла» Олтмена (именно в Нэшвилл рвется героиня) и «Билли Эллиота» и вряд ли добились бы значительного эффекта, не исполни заглавную роль такая полная экспрессии и ярости актриса, как голосистая рыжеволосая ирландка Джесси Бакли, которая ранее засветилась на большом экране в психотриллере «Зверь» (упоминавшемся здесь) и о которой издание The Art Desk написало: «Причина, по которой хочется смотреть это кино – торнадоподобная игра Джесси Бакли».

ДИКАЯ РОЗА

Wild Rose

Режиссер Том Харпер

Сценарий Николь Тейлор

Оператор Джордж Стил

Музыка Джек Арнолд

Художник Люси Спинк

В ролях Джесси Бакли, Джули Уолтерс, Сохие Оконедо, Джейми Сайвс, Крейг Паркинсон, Джеймс Харкнесс

BFI Film Fund, Creative Scotland, Fable Pictures, Film4

Великобритания, 2018

«Лоро» Международная (укороченная) версия нового декадентского опуса Паоло Соррентино, который вновь со всей торжественностью воздвигает на подиум и с нескрываемым люопытством разглядывает с разных сторон то же явление, что он живописал в прошлых работах от «Великой красоты» до «Молодого папы». А именно – монументальный, но не чуждый кича и маскарада процесс увядания, старения как такового во всевозможных проявлениях, будь то угасание уставшей от жизни человеческой плоти, энтропия пресыщенной красками культуры или ветшание древних городских локаций и целых общественных институций. Главное действующее лицо, мастерски изображенное иконическим для творчества Соррентино актером Тони Сервилло неприкрыто являет собой фигуру Берлускони. Но политическое, квазидокументальное и сиюминутное в «Лоро» (в переводе с итальянского – «Они») тонет в эстетическом, вневременном и экзистенциальном, превращаясь в разухабистую фреску, оживляющую ассоциации с барочной поэтикой, комедией дель-арте и великим феллиниевским кинематографом.

ЛОРО

Loro

Режиссер Паоло Соррентино

Сценарий Паоло Соррентино, Умберто Контарелло

Оператор Лука Бигацци

Музыка Леле Маркителли

Художник Стефания Челла

В ролях Тони Сервилло, Элена София Риччи, Риккардо Скамарчо, Кася Смутняк, Юридис Аксен, Фабрицио Бентивольо, Джованни Эспозито

Indigo Film, Pathe, France 2 Cinema, OCS, France Televisions, Ministero dei Beni e delle Attivita Culturali e del Turismo (MiBACT), Regione Lazio, Fondazione Sardegna Film Commission

Италия/Франция, 2018

«Пепел – самый чистый белый» Вслед за эпосом «И горы сдвигаются с места», фильме, который попадал в тутошние экспресс-разборы, актуальный китайский кинолетописец Цзя Чжанкэ представил еще один точно сделанный, захватывающий, жанровый снаружи и антропологический внутри широкопанорамный экзерсис. Сюжет во многом созвучен постсоветским реалиям, явно и неявно определяемым криминальной природой победившего госкапитализма, но с большой поправкой на специфику сегодняшней КНР, в социальной изнанке которой особое место занимает субкультура «цзянху», бандитского подполья (привет Джонни То и Джону Ву). В этом мире и существуют главные герои – гангстер и влюбленная в него женщина, идущая ради своего избранника в тюрьму и пускающаяся на его поиски после освобождения. Действие этого мелодраматического триллера растянуто на два десятилетия и, пестря сменяющими друг друга деталями и приметами времени, фиксирует те метаморфозы, которые Китай стремительно претерпел (и продолжает претерпевать) в новом тысячелетии.

ПЕПЕЛ – САМЫЙ ЧИСТЫЙ БЕЛЫЙ

Jiang hu er nu

Автор сценария и режиссер Цзя Чжанкэ

Оператор Эрик Готье

Музыка Лим Кён

Художник Лю Вэйсинь

В ролях Чжао Дао, Ляо Фань, Линь Цзиянь, Ли Сюань, Линь Цзядун

Arte France Cinema, Beijing Runjin Investment, Huanxi Media Group, MK2 Productions, Office Kitano, Shanghai Film Group, Xstream Pictures

КНР/Франция/Япония, 2018

Итоги прошлых месяцев:

Январь | Февраль | Март

Итоги прошлых сезонов:

2015 | 2016 | 2017 | 2018